А знаете ли Вы, что с. Алпатово (основано в 1929 году), что в Наурском р-не Чечни (как и близлежащий курган - Алпатовский) названы в честь легендарного Дмитрия Алпатова - казака из станицы Наурской, который сражался в годы Кавказской войны на стороне горцев? Читать дальше...
В выражении, ставшей пословицей, закреплен обычаи, некогда существовавший у горских народов. Родники, служившие источниками питьевой воды для населения, одновременно являлись и местом встреч и свиданий влюбленных. Здесь влюбленные узнавали друг друга, сватались, до¬говаривались о совместной жизни и т.д.. Читать дальше...
Выражение восходит к древнейшим временам в истории чеченцев и ингушей, когда скот служил единицей меновой торговли и мерой состояния и достатка их владельца. Скот в те времена охотно принимали в обмен на другие продукты и товары. Так например, хорошее седло стоило три коровы, кремневое ружье - семь коров и т.д. Читать дальше...
Ешап - персонаж чечено-чингушского фольклора. Внешне безобразное, злое, кровожадное существо, которое живет в отдалении от людей, чаще всего под землей, где охраняет царство мертвых и пребывает на страже двух миров. Ешап имеет девять глаз, девять рук и ног, из его пасти торчат клыки; у него огромное тело, обросшее длинными космами. Читать дальше...
"Е1ан хьун санна вакьвелла - Высох как кастрированный лес" - такое образное определение худого человека, имеющего болезненный вид, "нет да нет" до сих пор можно услышать в современном чеченском языке. Происхождение же этого выражения восходит к одному из способов сушки строительного леса, к которому в далеком прошлом прибегали чеченцы и ингуши. Читать дальше...
Во времена СССР, большая часть новейшей истории чеченского народа оказалась под тотальным запретом. Причины такой закрытостиносили исключительно идеологический характер. Даже история мухажирства - массового переселения чеченцев в Турцию, во второй половине XIX века - была освещена крайне скудно. А что касается чеченцев, покинувших свою Родину в XX веке, то тут действовал Читать дальше...
Чеченский наиб Батуко, по отзывам некоторых современников, был «надежнейший из сподвижников Шамиля», «отважный и распорядительный» горец, у него «всегда было достаточно и храбрости, и ума, и опытности». Читать дальше...
Почему мы так говорим. Валалай, сан Дела (Валалай) - Валалай, мой Бог! (Валалай). В современном чеченском языке это выражение употребляется обычно женщинами как словесная формула, выражающая крайнее удивление, восторг или растерянность. Читать дальше...
В чеченском языке существуют определенные качественные прилагательные, образующиеся при помощи основ существительных при помощи суффикса "за", который восходит к отрицательной частице "ца" (ср. Оъвхьаза лела - без стеснения ходить; Маьттаза мотт бийца - говорить непристойности). Лексическая единица "дакьаза образована тем же путем от "дакъа" (доля) и частицы "-за"(не//без). Читать дальше...
Выражение восхордит к древним временам в истории чеченцев, когда скот, являясь частной собственностью индивидуальных лиц, служил единицей меновой торговли. Следует отметить, что хозяйство древних чеченцев носило натуральный характер. Причем, экономической основой являлось именно скотоводство, тк. альпийские луга горных районов, непригодные для хлебопашества, давали прекрасную возможность Читать дальше...
Выражение связано с языческим обрядом погребения. В древние времена ( в доисламский период) чеченцы не предавали умерших земле, а хоронили в специально построенных склепах "маьлхан кешнаш - солнечный могильник (ср.Дакъа дина охъавила;Вакъор ву хьо и др.) Читать дальше...
По давно сложившейся традиции, каждый чеченец, чтобы подтвердить свою принадлежность к аборигенам, должен был помнить имена не менее 12 своих прямых предков. Позже эта цифра снизилась до семи. До сих пор, если хотят сказать что-либо оскорбительное в чей-либо адрес, чеченцы говорят: " Шен ворх1е да мила ву ца хаьа..." (Не знает своих семерых отцов). Читать дальше...
В современном чеченском языке слово к1ант имеет несколько значений: сын, маленький, мальчик, молодец. Выражение связано с последним из этого ряда. В этом значении "к1ант" широко используется в народных песнях "илли", в которых этим именем характеризуют положительного героя или его друга. Читать дальше...
Далекие предки чеченцев, как и многие древнейшие племена, обожествляли огонь: они поклонялись ему, клялись или проклинали его именем (ср. "Цy ц1арор","Ц1е йожа хьо белхан","Ц1е хала хьан"), построили в своем жилище место для его хранения - "кхерч" ("кхера" - камень ,"чоь" - яма). Как и сам огонь, очаг в родовых башнях имел важное культовое значение. Читать дальше...
Вайнахи пержили три основных верования: "1еса дин" (язычество), "кериста дин" (христианство) и "бусулба дин" (мусульманство). Выражения "Сан Дела" и "Веза, воккха Дела" восходят к язычеству. На это указывает лексическая единица "Дела". Читать дальше...
![]() |
ИНГУШЕТИЯ. В Ингушетии более 3 500 человек приняли участие в «Диктанте Победы»
СТАВРОПОЛЬЕ. 62-летнему жителю Невинномысска дали строгий срок за экстремизм
ГРУЗИЯ. Когда новый закон об иноагентах в Грузии вступит в силу?
ГРУЗИЯ. Гражданская панихида по Зурабу Церетели проходит в Тбилиси
ГРУЗИЯ. Чемпионат Европы по тяжелой атлетике в 2026 году примет Грузия
ГРУЗИЯ. Кавелашвили в честь Пасхи помиловал более 30 заключенных в Грузии
ЧЕЧНЯ. Чеченские борцы триумфально выступили на Первенстве России: золото и серебро в Назрани
СЕВАСТОПОЛЬ. Более 800 человек пострадали из-за взрыва в порту, есть погибшие