ДАЙДЖЕСТ: |
Для большинства людей армяно-вайнахские (так собирательно именуют себя чеченцы и ингуши) отношения представляются на уровне стихотворения Мариэтты Шагинян «Чеченка» или стихотворения чеченский поэтессы Раисы Ахматовой «Севан».
В лучшем случае, на региональном понятии «Кавказ», но связи эти куда шире. В настоящее время выявлен ряд армяно-вайнахских соответствий в названиях языческих богов, легенд, имен, слов топонимики, о чем мы расскажем ниже.
Возникает вопрос: «Как могло набраться столько армяно-вайнахских сплетений. Ответ может быть только один лишь в том случае, если эти языки и народы были соседями в глубокой древности достаточно долгое время. Об этом говорят лексические совпадения: «бун» - гнездо, «пор» - беременность, «тур» - меч, «берд» - крепость, «хазна» -сокровища, клад, «керт» - постройка. «арч» - медведь, «газ» - гусь, «бад» -утка, «бал» - вишня, «мок» - темно-коричневый.
Ряд чеченских историков (С.Джамирзаев, С.Умаров и др.) местом первоначального жительства своих вайнахских предков называют государство Урарту, что на мой взгляд является абсурдом, поскольку Урарту - это армянское государство. По-видимому этих ученых питали сочинения апологетов «Концепции Урарту» Б.Пиотровского, И.Дьяконова и других, объявившие Урарту - неармянским
государством. Ассирийцы данную территорию обозначали не только термином Урарту (Арарта), но и нередко Наири, а иногда и «Хайа» или «Иайа». Гомер (6 век до н.э.) Армению называет страной аримов, а не Урарту. Платон в своих сочинениях рассказал об
армянине времен accирийской царицы Семирамиды и назвал его «сыном Армении», а не Урарту.
Таким образом, Урарту - как бы придуманная, обособленная держава. Якобы давшая жизнь неармянским народам. На самом деле Урарту - лишь одно из названий древнего протоармянского государства, давшего начало армянскому народу. Серьезный удар «Концепции Урарту» был нанесен чешским лингвистом Берджиком Грозным, который расшифровал хеттскую клинопись и прочитал богатейшие царские архивы. В этих документах повествовалось о государстве Хайаса на территории Армянского нагорья. В хеттском языке суффикс «са» означал «стан», cтpaнy. Этическим термином «hай» армяне называли сами себя. Таким образом, страна Хяйаса в понимании хеттов означала страну армян, а город Tycпа (Ван) - столицу Урарту - хетты именовали Арипса, т.е. город «в море,
внутри моря», считая его армянским городом. В 1963 г. был обнаружен археологический объект Мецамор с армянским
иероглифическим письмом, из которого следовало, что цивилизация Мецамора «объект эпохи Гайканской династии Армении, о котором писал еще Мовсес Хоренаци, и истинность которого оспаривалась урартоведами. Надгробной плитой умершей «Концепции Урарту» стала Бехистунская надпись Дария (521 г. до н.) в которой свидетельствуется о том, что в Вавилонских текстах Армения именуется Урашту, в персидских - Армина (отсюда - греческое название Армения), т.е. Урарту - это и есть Армения, а все термины Хайаса - Урарту - Наири - Армина совершенно равнозначны.
Письменных источников о древнем периоде истории вайнахов не так уж много. Одним из них является труд крупного армянского ученого-энциклопедиста VI в. Анания Щиракаци «Армянская география» в котором впервые упоминается самоназвание
чеченцев «нохчаматяне» - люди говорящие на чеченском. Откуда такая осведомленность у средневекового ученого в вайнахской лексике? Разгадку этого секрета находим в самой «Географии», где в главе XI читаем: «Провинцией Армении является Фовена, а также Комбисена и Орхистена. Они находятся на границе с Кавказскими горами». Далее он пишет, что эти провинции, лежавшие к северу oт реки Куры Между Иберией и Албанией, вдоль реки Алазани до Кавказских гор, проживают этнические армяне и географически этот регион называется «Покр Айк» -Малая Армения. О том, что южная часть центрального Кавказского хребта считалась Арменией
свидетельствовал Аполлоний Родосский, живший в Ш веке до н.э.: «Фазис (река Риони) течет с гор Армении и в Колхиде впадает в море». Он же свидетельствовал: «Кавказ простирается от cтраны армян до колхов. Страбон в главе 11 раздела 27 «Описания кавказских земель» пишет: «Комбисена (Малая Армения) - самая северная и больше всех покрыта снегом. Она находится на границе с Кавказскими горами с Иберией и Колхидой». Всего три раза упоминая Комбисену (Комбечан), Страбон дважды говорит о этой
области, как о гаваре Армении, а один раз, что по ней проходит дорога из Иверии в Агванк.
Грузинский историк 9-го века Арсен Сафарели рассказывал о том, как Теодорос Рштуни, преследуя армянского деятеля Иоана Майраванеци, изгнал его из страны «тот обратился в бегство по направлению к Кавказским горам. Он пришел в Комбечан и обосновался в Вайоц-дзоре (армянское ущелье), где набрал себе учеников и основал школу». По свидетельству грузинских источников патриарх Грузии Давид Гараджели вынужден был говорить в Комбечане по-армянски. У академика Мара в работе «Аркаун - монгольское название христиан» (СПб 1903, с 7), говорится об Ишханике - армянском царе Комбечана. Долгое соседство армян Комбечана с вайнахами оставили свои следы в разных сферах деятельности. Профессор Дешериев пишет, что названия, встречающиеся и сегодня в фольклоре и в отголосках языческих верований вайнахов, такие как вишапы, каджи, аджахи, ерд идут из древней Армении. Имя героя фольклора ингушей Курюко происходит от армянского слова «курк» - идол.
Было бы логичнее предположить, что из Грузии пришелк вайнахам календарь, пишет профессор Грознеского университета Ужахов, однако в Грузии был византицйский календарь Юлиана григорианского типа, а он отличался от древневайнахского, который идентичен древнеармянскому календарю. На стене ингушской башни-крепости Эгикал имеются знаки армянской храмовойписьменности. В Ингушетии имеются руины трех церквей. При раскопках одной из них археологи нашли черепицы с армянскими буквами. В горной Ингушетии есть гора Гай, река Гай, имеется армянская топонимика типа хача-корт (крест-вершина), хач-ара
(крестовая поляна), река Арм-хи (берущая свое начало в Армении), река Комбневка (т.е. вытекающая из Комбечана).
Армянский миф о млечном пути соответствует аналогичному вайнахскому. У вайнахов существует поверье о злом духе, закованном в пещере. Сходный мотив зафиксирован и у армян. Сходны сюжеты армянской легенды о «Храбром Назаре» и ингушском
»Храбрый Назнай».
В предании ингушей родоначальником и основателем трех мощных башенных поселений - Эгикал, Хамхи, Торгим, входящих в число древнейших, считается армянин по происхождению. Осетинский поэт И.Цискаров - автор поэмы «Лозы любви», вышедшей в 1948 году в Тифлисе, пишет, что их семейный друг Аршак имеет бумаги о том, что их род восходит к армянским царям Аршакидам. В Ингушетии был распространен так называемый фригийский колпак «Курхарс», который являлся головным убором свободных, т.е. незамужних женщин. Об этом писал профессор кавказовед Л.П.Семенов, отмечавший, что у других народов Северного Кавказа он (курхарс) не
известен» и на вайнахском языке ничего не означает. Однако слово поддается в расшифровке на армянском языке. «Кур» - сестра, «харс»- невеста. Т.е. головной убор незамужних женщин.
Ингуши называют себя «Галгай» - значит житель башни, от слова «гал» - башня» Жителями башен были в древности и чеченцы. По языку и этносу было бы логичнее, если ингуши называли себя «галнохчи» (нохчи - самоназвание чеченцев), но звучит именно «галгай». При этом этимологию слова «гай» никто объяснить не может. Плутарх пишет, что Помпей прибыл в Малую Армению (Комбечан) и увидел, что местные армяне - гаи, в отличии от армян Великой Армении живут в башнях. И если на Северном Кавказе (примерно 11-12 век) появились черкесо-гаи, т.е. черкесоязычные армяне, то почему не могут существовать галгаи (вайнахоязычные армяне). Тем более ингуши, в отличии от чеченцев, народ сравнительно молодой, ибо «Армянская география» Анания Ширакаци ингушей не знала.
»На основании изученных нами материалов по системе АВО и RRO, чеченцы и ингуши характеризуются разным процентным распределением групп крови» - пишет Л.П.Шарашидзе в сборнике «Материалы антропологии Кавказа», Тбилиси 1974. А
исследователь Гаджиев в книге «В глубь веков» (Махачкала. 1968 г.), писал: «Близость генотипа ингушей, живущих на Северном Кавказе генотипу армянского народа не может трактоваться как факт случайного совпадения.
Несомненно, эта тема еще ждет своих исследователей.
Нино ВАЛЕРИКИ
АДЫГЕЯ. В МВД Адыгеи от жителей поступило 200 заявлений о происшествиях
ЧЕЧНЯ. Глава Дагестана заявил о готовности помочь Чечне после взрыва на АЗС
ЧЕЧНЯ. На бывшего учителя завели дело об оскорблении чувств верующих
СТАВРОПОЛЬЕ. В аэропорту Ставрополя к концу осени откроют новый терминал
КРАСНОДАР. На Кубани рассказали о последствиях ночной атаки БПЛА
ДАГЕСТАН. В Дербенте на выходных состоится гастрономический фестиваль
ЧЕЧНЯ. Выяснилась причина взрыва АЗС в чеченской столице (подробности)
Эксперт Алексей Ермаков: «Раскладушки» привлекают аудиторию за счет необычности