ЧЕЧНЯ. Кавказцы по своему образу жизни, социальному устройству, нормам общежития, являют историко-культурный тип, совершенно отличный от культуры народов Аравийской пустыни периода зарождения и распространения ислама. Именно поэтому утверждение ислама среди народов Северного Кавказа происходило через столкновение и борьбу с горскими адатами - системой обычного права горцев, регулирующей социально-экономические, семейно-бытовые и духовно-нравственные отношения. Первоначальное неприятие ислама кавказскими горцами во многом объясняется значительным расхождением образа жизни, социального устройства, нравственно-этических норм, их мировосприятия от форм социокультурного бытия, духовных воззрений арабов-завоевателей.У целого ряда северокавказских народов, поверхностно исповедующих ислам, нормы адата не только бытуют наряду с шариатом, но и порою превалируют над ним.
Преимущество Кавказской цивилизации, значительно раньше, чем арабы познавшей монотеизм, письменность, вобравшей в себя оседлый образ жизни, городской и земледельческий типы культуры, было более чем очевидно. Это обстоятельство позволяет объяснить длительное противостояние кавказцев насильственно навязываемой им культуре ислама. Преимущество же арабов-завоевателей в отличие от горцев-язычников проявлялось как в монотеизме, так и в освоенных ими в ходе завоевательных походов современных для того времени научных и культурных достижениях.
Однако, устанавливающееся политическое и идеологическое доминирование ислама в на территориях Азербайджана, Дагестана, а несколько позже и Чечни, не привело к искоренению традиционной народной культуры. Корни ее оказались настолько глубокими, что ислам был вынужден приспособиться к общественной и духовной жизни кавказцев, нормам адата, выступавшим в качестве регулятора социокультурной стороны их жизни.
Адат как обычай, доисламская правовая система, реально существует в традиционной этнокультуре многих современных мусульманских народов. У целого ряда северокавказских народов, поверхностно исповедующих ислам, нормы адата не только бытуют наряду с шариатом, но и порою превалируют над ним. Адат, издревле существовавший на Кавказе, выступал до ислама в качестве действенного регулятора социальной, духовно-нравственной сфер жизнедеятельности того или иного этноса. Игнорирование или не соблюдение адата влекло за собой общинное осуждение соплеменников вплоть до соответствующих мер наказания.
Нормы адата и шариат, как составляющая часть мусульманского права, в значительной мере не совпадают, они часто противоречат друг другу. Социально вредные обычаи - кровная месть, умыкание девушек, предвзятое отношение к иноплеменнику, распространенные среди кавказских горцев, прямо противоположны нормам шариата. В шариате по этим и по многим другим сферам общественной и духовной жизни имеются более жесткие и четкие нормы, нарушение которых влечет порою суровое наказание.
Проблема взаимосвязи адата и шариата для мусульманских этносов Северного Кавказа имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Архаические правовые нормы инкорпорированы в общественную и духовную жизнь многих северокавказских этносов. В связи с этническим возрождением и модернизационными процессами, затрагивающими народы Северного Кавказа, в том числе и мусульманские этносы, актуализируется вопрос о взаимоотношении ислама и адата.
Наличие норм адата в жизни народов Северного Кавказа, укорененных в быту, образе жизни и приспособление к ним ислама во многом определили его специфику. В силу этого религия у того или иного народа имеет свою специфику, основанную, прежде всего, на традиционной этнической культуре. Более того, тот или иной тип религии, приспосабливаясь к этнической культуре, претерпевает определенные изменения и в чистом виде она (религия) не утверждается.
Принятие или непринятие определенным этносом той или иной конфессии обусловлен социокультурными предпосылками, бытующими духовно-культурными установками. Эти предпосылки способствуют тому, что принимаемая народом новая вера постепенно обретает выраженную национальную форму, специфическую окраску. Подобная трансформация -общая закономерность, присущая не только исламу, но и христианству. Так, на Руси православие было «усвоено в трансформированном виде как народная обыденная вера», в силу его тесного взаимодействия с народной культурой, обычаями народа, элементами языческих верований.
Следует отметить способность ислама к взаимодействию с этническими культурами, традициями и обычным правом. В частности, в некоторых регионах Индонезии и Малайзии шариату довелось если не сосуществовать, то многое допустить из резко расходящегося с ним обычного права (адата), основанного на матриархальных устоях. В силу того, что нередко образованность мусульман была поверхностной, то обязанности верующего обычно сводились к исполнению шахады (формулы исповедания веры), воздержанию от греховных поступков.
В центре культовой практики у исламизированных народов находились древние празднества, в ритуале которых переплетались элементы ислама и доисламские обычаи. Степень воздействия ислама, шариата на духовную жизнь этносов находилась в прямой зависимости от их уровня социокультурного развития. Чем ниже был этот уровень, тем в большей мере сохранялось действие норм местного обычного права. Там, где процесс феодализации находился в начальной стадии, местные обычаи долгое время имели даже большее значение, чем предписания мусульманского права. За поступки своих членов, по нормам обычного права (адата), деревня или семья несли коллективную ответственность, в то время как мусульманское право содержало представление об индивидуальной ответственности. На практике многие народы Западной Африки исходили из норм обычного права, признавая коллективную ответственность за совершенные преступления.
В период Кавказской войны, с образованием Имамата Шамиля, позиции шариата укрепляются при ослаблении функционирования адата среди дагестанских и чеченских этносов. Это связано с тем, что лидеры освободительной борьбы кавказских горцев Гази-Мухаммад, Шамиль насильно навязывали им шариат. С целью утверждения шариата среди горцев в конце 20-х годов ХIХ века открытую борьбу против адатов развернул имам Дагестана и Чечни Гази-Мухаммад. Он объявляет газават дагестанским феодалам, управлявших народами на основе норм адата. Гази-Мухаммад, а затем Шамиль и его наибы, через насилие добивались утверждения шариата среди дагестанцев, чеченцев, ингушей, кабардинцев, абазин. Они смогли привести народ к мысли восстановить в делах суда и расправы основной закон мусульман - шариат.
Сфера функционирования адата в период существования имамата Шамиля была резко ограничена, даже наказание над провинившимися горцами осуществлялось только по шариату. По шариату совершались казни горцев, что вызывало у них протесты и противостояние власти Шамиля. Дело доходило до того, что в некоторых дагестанских и чеченских вольных обществах возникали антишамилевские мятежи. Чтобы погасить зреющее недовольство чеченцев и дагестанцев проводимыми религиозными реформами, Шамиль был вынужден уступить некоторым нормам адата, которых горцы придерживались охотнее. Наказания за совершенные преступления Шамиль заменяет денежными штрафами, что соответствовало определенной норме адата.
Царские власти не были заинтересованы в укреплении на Северном Кавказе шариатских судов. По проекту бывшего начальника левого фланга Кавказской линии князя Барятинского в 1852 году в крепости Грозной был утвержден чеченский суд. Председательствовал на этом суде штабс-офицер, в его состав входили кадий, решающий дела по шариату, и три старика, знающие адат, для решения дел по адату. По адату рассматривались дела об убийствах, ранениях, кражах, оскорблении женщин, поджогах и тому подобные. Поддерживая суд по адату, власти ослабляли позиции ислама в крае.
Царский чиновник А. П. Ипполитов, подчеркивая своеобразие во взаимоотношениях между исламом и адатом, писал: «Если же при их обрядах встречаются иногда различные обыкновения, не строго, по-видимому, согласные с предписанием религии, то на самом деле они духу религии не противоречат, а основанием своим имеют народный обычай». Отмечалось, что «чеченцы всегда были плохими мусульманами» - суд по шариату, слишком строгий по их нравам, в редких случаях находил место.
Среди причин, способствовавших сохранению суда по адату, исследователи называют следующие: шариат определял слишком строгие наказания даже за преступления, которые по понятиям дагестанцев, были малозначительны; для приведения в исполнение строгих санкций шариата нужна была сильная власть, которой в вольных обществах Дагестана не было; изучение мусульманского законоведения весьма затруднительно даже для людей, посвятивших себя этому, тогда как применение адата не требовало особых познаний и больше было связано с жизненным опытом и знанием традиционной культуры.
Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что основная причина, приводящая к своеобразному правовому дуализму, заключается в той роли, которую выполняют народные обычаи в системе традиционной культуры, в своеобразном общественном устройстве и духовной жизни отдельных этносов. Другой важный вывод состоит в том, что этносом-носителем обычного права могут последовательно усваиваться вероучение ислама и культовая практика, но система мусульманского права им воспринимается в неполном или сильно усеченном виде.
Взаимодействие ислама и адата предполагает уточнение следующих вопросов: какие явления охватываются понятием «мусульманское право» и как соотносится ислам с нормами этого права? Нередко мусульманское право отождествляется с шариатом. Это связано с тем, что шариат (арабское «шариа» - правильный путь к цели) воспринимается как исламский образ жизни в целом, как всеобъемлющий комплекс норм, принципов и правил поведения, доводимых до людей через Коран, Сунну, а также через основанные на них труды религиозных авторитетов. Шариат действительно является религиозным законом, в этом же смысле правомерно и выражение «законы шариата».
В строго же логическом отношении содержания понятий «шариат» и «мусульманское право» не совпадают. Шариат включает разные нормы - религиозные (вероучительные, культовые), нравственные, бытовые, правовые. Только нормы, регулирующие отдельные стороны брачно-семейных отношений, вопросы наследования, некоторые уголовно-правовые предписания входят в мусульманское право. Но они не составляют все содержание мусульманского права, ибо большая часть его норм введена правоведами на основе иджтихада - логических, рациональных приемов и методов интерпретации и знании богословско-правовых источников.
Существенной отличительной чертой норм мусульманского права от норм религиозных, нравственных, является их обеспеченность государственным принуждением. Ислам генетически предшествовал мусульманскому праву, оказывал непосредственное влияние на его возникновение и становление.
Читать дальше
checheninfo.ru