Важным источником правовых норм были принципы и правила шариата, а некоторые его нормы приобретали статус юридических. Как известно, правовая система возникает лишь с появлением государства, и соответствующих форм принуждения. Фактически, основной тенденцией шариата была оценка различных обстоятельств жизни с точки зрения религии. Чисто юридическая точка зрения была введена впоследствии. Реальная жизнь заставляла выделить, извлечь из ислама собственно юридические нормы, что и начали делать муфтии в своих фетвах. Их дело продолжали исламские ученые юристы, писавшие свои труды. Эти труды составляют науку о праве фикх. Но фикх означает и само право, хотя в науке имеются и другие его толкования. К числу трудов, входящих в понятие фикха, относятся сочинения виднейших знатоков шариата, написанные, в основном, в средние века.
Значительное развитие мусульманское право получало через многочисленные мазхабы (правовые школы) двух главных направлений ислама - суннизма (маликитская, ханифитская, шафиитская, ханбалитская) и шиизма (исмаилитская, джафаритская, зейдитская и другие). Все это привело к формированию мусульманского права как сложной и развитой структуры. В нем вычленяются две группы тесно взаимосвязанных норм. Первую группу составляют юридические предписания Корана и Сунны, вторую - сформулированные мусульманской правовой доктриной.Вероучительные, ритуальные, нравственные нормы Корана и Сунны остаются неизменными. В целом можно утверждать, что шариат и мусульманское право существуют в исламе относительно самостоятельно.
Мусульманское право противоречило многим устаревшим народным обычаям. Оно укрепляло представление об индивидуальной ответственности за совершенное преступление. Степень вины и форму наказания определял суд, а приговор приводился в исполнение государством. Многие принципы мусульманского уголовного права опирались на более высокую нравственную культуру. Предусматривалась неприменение наказания даже за умышленное убийство. Все крупнейшие мусульманские правоведы считали, что прощение преступника, совершившего умышленное убийство, предпочтительнее его наказания. Эта позиция опиралась на соответствующие положения Корана, допускающими освобождение убийцы от ответственности в случае прощения его наследниками убитого.
Мусульманское право предполагает более высокий уровень правовой и политической культуры по сравнению с адатом, его принципами родо-племенной, клановой организации общества и господства местных обычаев, этнокультурных особенностей. Исламские ценности в целом и его правовые аспекты обнаруживали консолидирующие потенциальные возможности, они несли новую форму солидарности и объединения людей.
Именно поэтому в обществах, принявших ислам, властные структуры, если таковые имелись и обладали достаточным авторитетом и силой, пытались провести в жизнь установления шариата, мусульманского права, противодействуя патриархально-родовым обычаям, вступавшим в конфликт с интеграционными идеями ислама.
Так, предводитель народно-освободительного движения в Чечне и на Северном Кавказе шейх Мансур, опираясь на исламские ценности, нормы шариата, в своих публичных проповедях призывал чеченцев к покаянию, милосердию и взаимопомощи, отказу от грабежей, ссор, кровной мести. На их основе ему временно удалось консолидировать разрозненные чеченские общества (джамааты), часто враждовавшие между собой и придерживавшиеся архаичных адатов.
Мансур противопоставлял религиозный закон адату, против которого, с его точки зрения, должна вестись решительная борьба. Он подчеркивал, что решение дел по адату есть неверие в Бога, поскольку такое решение умаляет значение шариата, приравнивая к нему закон земной. В одной из своих прокламаций шейх Мансур прямо утверждал, что тот, кто решает дела по адату, делается некоторым образом соучастником Бога, или равняется ему, что делает его неверным. «Да сохранит нас Бог от того, чтобы мы ошиблись в решениях, которые назначены Богом», «и да сохранит нас от того, чтобы мы говорили, что есть то, чего нет в книгах Божьих», - заявлял Мансур.
В период Кавказской войны Шамиль не менее энергично стремился ввести строгие нормы шариата среди горцев, но, встретившись с глухим их сопротивлением, был вынужден пойти на некоторые уступки в пользу адата. Полное искоренение адатов оказалось ему не под силу. Так, чеченцы из тайпа чеберлой на требование Шамиля подчиниться шариату ответили со свойственным им юмором, что они его «шариат уложили в бурдюк и перевязали горло», и предложили его забрать. Даже жестокие репрессии Шамиля против чеберлоевцев не способствовали укреплению шариата среди них. С поражением горцев в Кавказской войне, ликвидацией имамата Шамиля, шариат приходит в упадок, что приводит к реанимации адата - по взятии Шамиля в плен все население Дагестана восстановило у себя разбор по адату.
Как было отмечено выше, позиция адата в духовной и социальной сферах горцев была сильнее, чем позиция шариата и светского закона, навязываемого царской колониальной администрацией. Русские губернаторы, как на Кавказе, так и в Средней Азии, в своей практике не могли игнорировать местные обычаи, традиции, они стремились приспосабливать свое управление в регионах с мусульманским населением к местным условиям.
Местные этнокультурные и религиозные особенности народов того или иного региона учитывались и в пору становления советской власти. Большевики, пытаясь привлечь на свою сторону мусульман России, в своей пропаганде стремились обосновать тезис о соответствии друг другу шариата и коммунизма. Часть мусульманского духовенства, поддержавшая большевиков, выдвинула лозунг «За советскую власть, за шариат». На Северном Кавказе в годы зарождения советской власти возникло шариатистское движение. В Дагестане во главе этого движения стоял шейх Али-Гаджи Акушинский, в Чечне - шейхи Сугаип-мулла и Али Митаев, в Кабарде - Катханов.
Эти «советские шариатисты» вначале сотрудничали с советской властью и поддерживались большевиками. Сталин и Киров в своих выступлениях на съездах народов Терека и Дагестана призывали местных коммунистов к осмотрительной политике в вопросе советизации горцев на основании шариата. В мусульманских регионах образовавшегося СССР «красные муллы» проводили совещания, съезды, на которых обосновывалась непротиворечивость советской власти шариату, ислама - коммунизму. Так, в январе 1920 года ЦИК Советов Туркестанской области утвердил положение «О комиссии по согласованию законоположений и распоряжений рабочего и крестьянского Правительства Туркестанской Республики с шариатом и адатом». Согласно положению, в случае расхождений между распоряжениями и законопроектами правительства республики с важнейшими положениями шариата и адата, первые подлежали пересмотру в наркомате для внесения соответствующих изменений. До конца 20-х годов наряду с советскими судами под контролем органов власти, функционировало и шариатское судопроизводство, базировавшееся на нормах шариата и адата.
С укреплением советской власти заигрывание с исламом прекращается, шариатские суды ликвидируются, поскольку они считаются препятствием утверждению коммунизма в СССР. Однако полностью искоренить шариат среди мусульманских народов не удалось. Все годы существования власти они продолжали функционировать в условиях подполья.
Живучесть местных адатов, которые оттесняют нормы мусульманского права, обнаруживается в ряде арабских стран до настоящего времени, поэтому власти этих стран вынуждены допускать существование судов, основанных на обычном праве. Подобные суды наряду с шариатскими судами сохранялись в Ираке до конца 50-х годов, в Йемене до 70-х годов ХХ века, в Иордании они продолжают существовать до сих пор. Проявления обычаев прошлого, в частности обычай кровной мести, дают о себе знать даже в современном Египте, в стране с многовековыми мусульманскими традициями. Ежегодно кровомщение уносит десятки человеческих жизней и между семейными кланами десятилетиями длится вражда.
В обществах, в которых обычное право было вытеснено в недалеком прошлом религиозным или светским правом внешним образом, а не путем естественного культурного развития (при котором не исключаются заимствования и инокультурные влияния), оно могло активизироваться в периоды общественного брожения, ломки устоявшегося уклада жизни, ослабления властных структур.
Вместе с тем, нравственная культура народа, проверенная веками, общечеловеческие по своему содержанию обычаи (уважение к старшим, женщине, забота о родителях, гостеприимство, доброжелательное отношение к представителям других национальностей) продолжают сохранять свою интегрирующую роль, часто соперничая с шариатом.
Мусульманское право, направленное на реализацию идеалов ислама как религиозной системы, некоторые исследователи считают составной частью этой религии, иногда даже квинтэссенцией, наиболее ясным выражением мусульманской идеологии. При этом вероучение, культ ислама, шариат имеют в исламе различный статус. Право, в отличие от религии, приближено к социально-экономической, политической структурам общества, вместе с этими структурами оно развивается, претерпевает соответствующие изменения. В то же время вероучительные, ритуальные, нравственные нормы Корана и Сунны остаются неизменными. В целом можно утверждать, что шариат и мусульманское право существуют в исламе относительно самостоятельно.
При переносе ислама в ту этнокультурную среду, где сильна власть адата, этносом могут быть усвоены последовательно вероучение, культ ислама, многие нормы шариата, но мусульманское право в его специальном юридическом смысле не находит здесь социально-экономической и политической основы для функционирования, и не реализовываются его потенциальные возможности. Ислам в таком случае вступает в сложное взаимодействие с адатом, допуская одни его нормы и отвергая другие. В свою очередь адат оказывает подобное же воздействие на шариат. Тесно соприкасаясь со всеми сферами духовной жизни, быта народа, формируя его мировоззрение, мироощущение, вбирая в себя элементы народной культуры, обычаев, обрядов, ислам обретает этнически окрашенную форму.
Объективный анализ, поиск истины предполагает новый подход к выяснению взаимосвязи ислама и шариата с адатом. Учет соотношения, взаимосвязи ислама с обычаями народа, обычным правом позволит во многом правильно оценить место и роль ислама в социально-экономическом, духовном развитии вайнахского общества, в формировании его нравственной культуры.
Вахит Акаев
evrazia.orgВернуться в начало
checheninfo.ru