Вразгар Кавказкой войны Ахмад Автуринский находит свою любовь. В походе на Кизляр он знакомится с местной жительницей укрепления и влюбляется. Девушка принимает новую для себя религию — ислам и покидает отчий дом, уезжая вслед за супругом в село Автуры. Родственники мужа называют её ГIизларха, что значит Кизлярка.
На свадьбу друга поспевает Санька — гребенский казак, который после удачного набега пригоняет 40 жеребцов в подарок. Ахмад чеченец по происхождению — коренной житель Кавказского хребта становится кровным родственником человека из пришлого казачьего народа. В честь своего друга он нарекает сына именем Сату.
Дружба Ахмада с казаком говорит о его внутренней свободе от стереотипов и умении доверять. В нём чувствуют большую человечность, поэтому к нему тянутся люди. Многие решения принимаются, исходя из общепризнанных моральных ценностей.
В 1845 году, после одержанной чеченцами победой над войском Воронцова, на место наиба округа Шали в Большой Чечне назначают Ахмада Автуринского, который пользуется уважением всех здешних жителей. Его пребывание на этой должности приходится на очень трудный период:
Постоянные бои против царских войск, экономическая блокада, связанные с войной лишения изводят народ. Но люди Большой Чечни продолжают верить молодому наибу, идя за ним, невзирая на опасности. Ахмад в качестве главы отряда как в Большой, так и в Малой Чечне, на чьи земли переносится театр военных действий принимает активное участие в сражениях против русских
Ахмад, как настоящий храбрец, не раздумывая кидается вместе с соратниками в наиболее уязвимые места, нанося урон вокруг стоящим около Чечни станицам и крепостям, однако это не сильно помогает. В результате предпринятых русскими экспедиций в 1850 году Малая Чечня придаётся такому разгрому, что жители вынуждены уйти в горы.
Начинают появляться слухи, что освободившуюся от чеченцев землю хотят отдать казакам, образуя тем самым ещё одну линию укреплений. Доведённый до отчаяния народ вынужден вернуться на свои земли и подчиниться русским, дабы не потерять дома и хозяйства.
В это время Шамиль начинает терпеть поражения и постепенно терять авторитет. Среди восставших растёт недовольство им и его неспособностью защитить Чечню. Поэтому имам ужесточает меры порядка во всём Имамате. Смертные казни, запугивание слабых и притеснение вызывают ответную реакцию тех, на ком десятилетиями держится сопротивление царизму. За такое время в людях укрепляется дух свободолюбия и непокорности. Они не собираются терпеть никакого ярма на шее своего народа, даже в лице главы восстания.
Среди недовольных, заметное место занимает Ахмад. Его правление в качестве наиба отличалось мягкостью по отношению к наказуемым и защитой осуждённых на казнь.
Когда имам приказывает ужесточить меры Ахмад высказывает Шамилю, что тот нарушает шариат, приказывая конфисковать в пользу государства имущество казненных, которое по правилам считается сиротским и изъятию не подлежит. Имам Шамиль вынужденно соглашается с доводами наиба.
Недовольство местных жителей вызывает не только ужесточение мер, но и то, что Шамиль, выдвинутый на должность имама Мехк-Кхелом
— высшим законосовещательным органом Чечни, с молчаливого согласия чеченских лидеров практически распускает его, заменяя своими людьми в Диван-хане. Тем самым имам узурпирует данную ему власть и начинает творить то, что ему вздумается.
Ахмаду, пользовавшемуся уважением имама, приходится вмешиваться в судебные дала, спасая одного из авторитетных людей эпохи — Кунту-Хаджи Кишиева из Илисхан-Юрта, чьи открытые проповеди о мире и покорности судьбе в военное время были очень некстати и грозили большими неприятностями.
Ахмаду Автуринскому удивительным способом совершает поистине человеческие поступки в такое нечеловеческое время.