Может быть, когда-нибудь я засяду у твоего камина и расскажу тебе долгие труды, ночные схватки, утомительные перестрелки, все картины военной жизни, которых я был свидетель…
На войне как на войне. Там забываешь о милосердии и человечности. Остаётся только безустанная борьба и страх. Ахмад Автуринский проходит через круги ада — ему объявляют кровную месть. В тот момент, когда он сидит на месте наиба, в Чечне происходит перестрелка, в ходе которой умирают шестеро перебежчиков из аула Устар-Гардой, ныне Аргун. Очень сильно на молодого чеченца влияет этот случай, потому что именно по его приказу открывают огонь. Но делает это лишь после того, как перебежчики убивают одного из всадников и отказываются вернуться в село при условии прощения убийства.
Мысли о совершённом убийстве не дают ему собраться. Они причиняют боль и мучают сомнениями. Молодой наиб задаёт себе вопрос, который возникает у каждого неопытного вождя: «Справедливо ли я поступил, отдав приказ стрелять?».
После случившейся трагедии Ахмаду приходит приказ казнить семерых осужденных. Он не соглашается с решением суда и добровольно покидает пост наиба в 1849 году. Подобные решения принимает сильный или слабый человек? Чтобы стоять во главе нужно заплатить цену. Молодой храбрец не желает быть палачом своего же народа, а вот Талхиг, который занимает его место, приводит в действие смертный приговор.
Ахмад Автуринский — истинный горец и коренной житель Северного Кавказа, желающий сохранить свою свободу, независимость и традиционный образ жизни идёт на убийство, ненавидя врага, но любя свой народ.
Несмотря на то, что он отказывается от поста наиба, Ахмад продолжает борьбу с царизмом и не теряет связи с Шамилём. В письме, переданному через тайного дипломата — троюродного брата автуринского храбреца Эвтархойн AгIа-Мирзу, имам благодарит его за деньги, скакуна, белого верблюда и другие подарки, добытые после разгрома неприятельского лагеря на берегу реки ГIойсу. В конце глава имамата просит Ахмада вернуться на должность, однако тот заявляет, что «возвращаются только покинутые невесты».
17 сентября 1852 года имам вместе со своим войском начинает движение в сторону крепости Грозной. Принуждая царское командование к военной тактике, он хочет поднять свой пошатнувшийся из-за военных неудач авторитет в Большой Чечне и прибрать местные аулы под свою власть. Но замысел Шамиля раскрывается и его отряд попадает в засаду. Он бежит в горы и несёт большие потери в людях. Ахмад также принимает участие в нападении на Грозную. На переправе через Сунжу русские открывают перекрёстный огонь. Бывший наиб отдаёт приказ отступать, а сам начинает отстреливаться. В результате получает тяжёлое ранение в ногу. Истекая кровью, он чудом уходит от погони.
Отъехав немного, окровавленный и теряющий сознание Ахмад спускается с коня, расстилает бурку и ложится. Он отпускает своего любимого коня. Тело находят кровники – враги. Они не совершают над ним казни, а, наоборот, сооружают носилки, на которых доставляют Ахмада в аул.
Этот благородный шаг кровников – предсмертное прощение. Ахмад не выживает. Его 28-летнее тело увозят братья — Гапа, Ета и Овхад. Их лица искажает горе. Они проводят церемонию погребения на кладбище селения Автуры. Народ приходит попрощаться со своим героем — настоящим борцом, отважным, мужественным и одновременно добрым и верным человеком, который дорожил и любил свою Родину как никто другой на свете.