ДАЙДЖЕСТ: |
Ввиду политической нестабильности в Золотой Орде, связанной с борьбой различных претендентов за ханский трон, возрастает роль ее земледельческих окраин, падает авторитет и влияние степной аристократии. Так, после Куликовской битвы 1380 г., когда московский князь Дмитрий Донской наголову разгромил довольно мощную армию Мамая, авторитет Орды пал весьма низко. Из источников того времени исчезают указания на власть или значение Золотой Орды на Северном Кавказе.
В заключение следует еще раз вернуться к вопросу об изменениях этнической ситуации на Северном Кавказе в период монгольского нашествия и последующего владычества в XIII-XIV вв.
Так в наибольшей степени была ослаблена северокавказская Алания. Аланы массами скаплиивались в горах Кавказа, где тем самым завершилась иранизация нахоязычных предков осетин; часть алан даже перевалила Кавказский хребет и оказалась в соседстве двалов и дурдзуков. Начинается аланская иранизация двалов — нахского населения на территории бассейна Б. Аиахвы и Нарской котловины Картлии (В. Н. Гамрекели, В. X. Тме-нов).
Кипчаки, бежавшие в горы Центрального Кавказа (где жили частично иранизированные и тюркизированные еще в раннем средневековье предки балкарцев и карачаевцев) оказали серьезное воздействие на их этногенез. Современный балкаро-карачаевский (как и кумыкский) язык относится к кипчакской, точнее к кипчако-огузской подгруппе тюркской семьи языков. Вместе с тем, в языке карачаевцев и балкарцев отмечены существенные элементы исконно кавказских языков.
Численность нахоязычного населения предгорно-плоскостных районов Центрального и Северо-Восточного Кавказа в период ордынского нашествия резко сократилась, достаточно вспомнить 270 тыс. чел. убитых и взятых в плен при штурме Магаса.
Практически исчезли аланы в западной части Северного Кавказа. Вследствие этого, из Приазовья начинается продвижение части адыгских племен, перешедших под влиянием монголов от оседлости к полукочевому образу жизни. Основу их экономики в XIV-XV вв. составляло экстенсивное скотоводство, которое требовало постоянной смены пастбищных угодий. В XIV в. первые адыгские памятники появляются в верхней части Кубани, где их дальнейшему продвижению препятствовали монгольские и кипчакские кочевья в районе Кавказских Минеральных вод и Ставропольской возвышенности.
В военных действиях этого года опять участвуют воинские соединения численностью до 300 тыс. чел. После прохождения таких масс людей и конницы земля превращалась в камень, и на ней годами не вырастала трава.
Нахское население высокогорной части Чечни и Ингушетии в период монгольского нашествия относительно не пострадало, более того, здесь произошло резкое увеличение населения за счет притока плоскостных жителей. Вместе с тем, уже в XIV в. жизнь на равнине возобновляется, хотя и не в прежнем объеме. Здесь уже не сотни селений, а десятки, впрочем, довольно крупных. Северный Кавказ в конце XIII — XIV вв. превращается в экономический и политический центр Золотой Орды, соперничая по значимости с густонаселенным Поволжьем, где располагалась официальная столица государства. По свидетельству ал-Омари, «у султана этого государства (Золотой Орды. — Я. А.) рать черкесов, русских и аланов. Это жители городов благоустроенных, людных, да гор лесистых, плодовитых. У них произрастает посеянный хлеб, струится вымя (то есть много скота. — Я. А.), текут реки, добываются плоды».
В горах Чечни и Ингушетии в этот период наблюдается даже определенный социально-экономический подъем. Ущелья нахов ощетиниваются сотнями боевых и жилых башен, растет террасное земледелие, местные ремесленники овладевают все новыми отраслями производства, особенно развивается оружейный промысел: так называемые «аланские» доспехи пользуются большой популярностью у монгольской знати.
Возможно, что перенаселенность гор привела к интенсификации производящих форм хозяйства, к усилению социальной дифференциации; к эпохе башен относятся многочисленные предания о местных князьях «эли», которые вели захват пастбищ, дорог и перевалов, занимались пленением и последующей продажей людей.
Определенное значение имели городские центры Золотой Орды, которые были не столько административными и аграрными, сколько, прежде всего, торговыми центрами, в том числе и работорговли. Это Маджары, Верхний Джулат и Нижний Джу-лат (Татартуп). Есть также данные о возрождении Тарков, Ма-гаса (Алхан-Калы) и о некоем крупном золотоордынском городище на левом берегу Терека (в границах Шелковского района современной Чечни). Типично золотоордынские поселения XIII-XIV вв. были обнаружены близ сел. Закан-Юрт и Самашки.
Памятником золотоордынской эпохи является мавзолей Борга-каш у сел. Плиево (Ингушетия), сооруженный в 1405/1406 г.
Во всех золотоордынских городах Северного Кавказа были так называемые «аланские» и «черкесские» кварталы, где торговцы из горских народов могли встречаться на базарах с купцами из Испании, Италии, Византии, Ирана, Египта, Руси, Средней Азии и Китая, массами приезжавшими и постоянно жившими в указанных городах. Ибн Баттута в XIV в. писал о золотоордынских городах: «каждый народ живет в своем участке отдельно, там и базары их».
В XIII-XIV вв. в Крыму и на черноморском побережье Кавказа возникли крупные генуэзские колонии. С ними связана трагическая страница в истории всех горских народов. Дело в том, что генуэзцы массами вывозили рабов в Египет и страны Средиземноморья. Ввиду того, что египетский правящий военный класс (мамлюки) формировался за счет кипчаков и горцев Кавказа, этот «товар» стал основным в отношениях Золотой Орды и Египта. Генуэзцы на своих кораблях доставляли в Каир тысячи пленных мальчиков, которые проходили обучение в мамлюкских военно-спортивных школах и становились профессиональными воинами. В 1382 г. в Египте утвердились так называемые «черкесские» султаны, которые были выходцами, главным образом, с Северного Кавказа. В период их правления вывоз горцев в Каир достиг огромных размеров. Ввиду этого Египет имел весьма дружеские связи с Золотой Ордой. Но для населения Северного Кавказа такой «экспорт» живой силы был, конечно, кровоточащей раной.
Со времени правления хана Узбека (1312-1342 гг.), при котором Северный Кавказ стал экономическим и политическим центром Золотой Орды, ислам утверждается как государственная религия . Вместе с тем, проводилась политика веротерпимости на завоеванных территориях. Так, на Северо-Восточном Кавказе и в Прикубанье действовали католические миссионеры, а в золотоор-дынских городах стояли православные храмы, обслуживаемые русскими священниками.
Надо отметить, что в XIII-XIV вв. ислам быстро распространяется и в горных районах Дагестана. Есть определенные данные, что и в Чечне ислам имел уже своих сторонников в конце XIV в. Но в то же время и в Дагестане, и в Восточной Чечне, и в других нахских горных районах сохранялись языческие верования и почитаемые христианские церкви. В конце XIV в. грузинский католикос Евфимий указывал на наличие христианских храмов в Цахуре, Хунзахе и в «стране Нахче».
Около 1363 г. образовалось католическое епископство «Каспийских гор», а к 1392 г. в Дагестане было пять католических миссионерских центров (Комек, Тума, Таргу, Дургели, Микаха). Возможно, что под последним названием скрывается «Мичага» или «Мичихач» — одно из нахских обществ Восточной Чечни (Нахч-Мохк), где, кстати, Евфимий указывает на наличие христианского храма.
Вплоть до 1366 г. продолжала существовать Аланская епархия православной (греческой) церкви, а Зихская епархия католической церкви действовала на Северном Кавказе вплоть до 1398 г., пока не была упразднена за фактическим отсутствием паствы. Но в целом, нахи Северного Кавказа продолжали придерживаться своих традиционных языческих верований, что объективно подтверждается обильным археологическим материалом.
В конце XIV в., по мнению одних авторов, на территории Чечни и Ингушетии сложилось образование раннегосударственно-го типа — Симсим (X. А. Хизриев). По мнению других (Э. В. Ртвеладзе), «область Симсим» охватывала предгорные (кумыкские) районы Северного Дагестана и восточную часть Чечни. Правителем Симсима в этот период назван Гаюр-хан , а его сыном Мухаммед. Возможно, что это образование являлось результатом определенного поступательного развития местных народов. Оно брало на себя функции защиты местного населения и организации управления. В своих внешних связях Симсим, судя по всему, ориентировался на Золотую Орду. Предания говорят о тесных связях Гаюр-хана (Кахир-хана) со степью и горным Се-риром (Аварией).
Следует отметить, что с ослаблением Золотой Орды усиливаются местные социальные верхи не только Чечни, но и других районов Северного Кавказа. Так, согласно скупым данным источников, можно предположить, что на территории современной Карачаево-Черкесии к концу XIV в. властвовал Буракан, в пределах современных границ Кабардино-Балкарии и части Осетии (Дигории) — братья Кулу и Таус, над подступами к Дарьялу и близлежащими ущельями Осетии и части Ингушетии господствовал некий Пулад.
Первым из золотоордынских ханов принял ислам Берке (1248 или 1251 г.). Он же объявил ислам государственной религией, но без особого успеха. Ислам среди монголо-татар Северного Кавказа полностью утвердился только в правление Едигея (1397-1417 гг.).
Дело в том, что источники конца XIV в. говорят, что сын правителя Симсима (раннегосударственное образование Чечни) — Мухаммед был мусульманином, также как и жители его удела. Иначе трудно объяснить их переход на сторону «воителя за веру» Тимура, когда он начал завоевание Симсима (X. А. Хизриев, Э. В. Ртвеладзе).
АРМЕНИЯ. Столкновение поезда и автомобиля в Армении: водитель погиб в огне
АЗЕРБАЙДЖАН. Ильхам Алиев: COP29 – поворотный момент в климатической дипломатии
АРМЕНИЯ. Бывшая сотрудница мэрии Еревана вернет государству $200 тыс
АЗЕРБАЙДЖАН. Первый грузовой поезд отправился из Баку в Китай
АРМЕНИЯ. Азербайджан и Армения не будут играть друг с другом в отборе на ЧМ-2026
АРМЕНИЯ. Референдум по конституции Армении пройдет после выборов – СМИ
Посол РФ принял участие в открытии выставки, посвященной 245-летию основания Нахичевани-на-Дону
АРМЕНИЯ. Учителя русского языка и литературы съедутся на форум в Ереване
В Ереване появится «Учебно-спортивный комплекс» ЗАО «Газпром Армения»