Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

Об учениях Кунта-Хаджи и графа Л. Н. Толстого


Просмотров: 4 911Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:

Как в научных кругах, так и среди общественности принято считать, что проникновение ислама началось со взятием арабами Дербента (Ч1ог1а) в VII-VIII вв., а его укоренение относят к X веку, к временам шейха Абу Муслима. Здесь наряду с реальными фактами переплелись легенды, что, в частности, относится к деятельности шейха Абу Муслима. Как бы там ни было, если речь идет о Южном Дагестане – это действительно может быть и так. Но это не относится к западным районам горного Дагестана и народов Центрального Кавказа, так как в это же время арабы, уже из Грузии, старались огнем и мечом навязать ислам. Об этом говорится почти во всех источниках. Скажем сразу, что ислам среди чеченцев не получил широкого распространения, пока он навязывался силой, – ни на протяжении столетия, ни даже трех!

 

В русско-советской историографии принято считать, что продвижению халифата на север помешали хазары. На первом этапе это было бесспорно так. Был же и второй, да и не менее опасный, когда арабы захватили Закавказье, сделали Тифлис опорным пунктом и через Кавказский перевал неоднократно пытались прорваться на север. В Закавказье они господствовали гораздо дольше, чем в Прикаспии, и гораздо чаще устремлялись через перевалы на север. Эта эпоха и силы, ставшие непреодолимой стеной для нашествия арабов, до сего дня остаются неизученными в достаточной степени.

 

Между тем немало исследователей склоняются к мнению, что названные арабами санары и их горное княжество, протянувшееся от Сванетии на западе и цезо-дидойцев на границе Азербайджана на востоке, было населено в своем преобладающем большинстве предками чеченцев. Пишу все это, и нет у меня восторга от их деяний. Пишу, потому что так случилось. Это история.

 

Кто такие санары, где они жили? Вот вопросы, которые встают перед каждым из нас в первую очередь. По одним источникам, они жили от Тифлиса до Дарьяльского ущелья (Якуби). Этот же автор вскользь упоминает, что после восстали санары Армении. Другой анонимный автор располагает их страну протяженностью 1200 фарсахов (1 фарсах — 3 мили) от Тифлиса до Щекки. Интересно, что арабы считают их христианами, но правители их, как они сами признают, якобы арабского происхождения, а именно от «Низа-ра ибн-Маадда ибн-Мудара, от ветви семьи Укайда». Как и многие другие исследователи, я не верю в эти мифы. Другое дело, что старая генетическая память о своем стародавнем исходе сохранялась, видимо, у них в памяти, что накладывало на эти высказывания определенного характера отпечаток. Видимо, это и не улавливалось учеными, тем более что не хотели даже улавливать. В. Ф. Минорский указывает, что «цанары» по-грузински значит «мужественные горцы» и отождествляет их опять с предками чеченцев.

 

Дело осложняется тем обстоятельством, что один и тот же народ известен, как правило, под разными этнонимами: санары, цанары, царциаты, ша(р)шаны, целканы и т. д., что, естественно, затрудняет их изучение. С другой стороны, это дает возможность проследить за закономерностями изменения звукового облика этнонима, с изменением фонемного строя того или иного языка, передающего этот этноним. Притом почти все ученые признают преемственность этнонима чеченцев нового времени: шашан, сасан, цацан, чачан с вышеприведенными.

 

Как считает Н. Г. Волкова в специальном труде, посвященном этнонимике народов Северного Кавказа, этноним «санары» впервые упомянут в I веке Плинием Секундом. С этим же этнонимом мы встречаемся и у Клавдия Птоломея. Большую осведомленность проявляет автор «Армянской географии», VII в., помещающий страну цанаров в центральной части, верховья реки Терек и горы Казбек. Упоминается этноним и персидским анонимным автором X века.

 

В вышеприведенных арабских источниках сообщается и о переселениях то ли арабами, то ли самостоятельно санаров.

 

При этом следует учитывать и то, что с санарами поднимались против арабов почти все горские народы. Мы же будем довольствоваться на этот раз вышеприведенными материалами.

 

Первый этап противостояния, довольно активный, продолжался на протяжении не менее двух веков. Со временем арабы и санары истощили друг друга. Их развела судьба. Первые навсегда покинули Кавказ, а Санарское княжество перестало существовать.

 

На рассматриваемой территории к XVII веку Россия застала, как это было принято писать в дореволюционной историографии, общества «аристократического» и еще больше – «демократического» правления. Динамика развития края того периода дает нам возможность предположить, что, опоздай Россия на век-полтора все кавказские народы (исключением могли быть закавказские) стали бы «демократическими». Они уже не помнили своего недалекого, не побоюсь этого высокого слова, героического прошлого, а часто и отвергали его.

часть 4


checheninfo.ru



Добавить комментарий

НОВОСТИ. BEST:


ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости


Это интересно

Календарь новостей

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Здесь могла быть Ваша реклама


checheninfo.ru      checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

 checheninfo.ru  checheninfo.ru checheninfo.ru checheninfo.ru Ютуб Гордалой  checheninfo.ru Ютуб Гордалой Ютуб Гордалой checheninfo.ru

 checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"