Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

Наш край при первобытнообщинном строе


Просмотров: 33 738Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:

Эпоха поздней бронзы и раннего железа.

 

Следующая эпоха истории древней Вайнахии, получившая название эпохи поздней бронзы и раннего железа, охватывает так называемые каякентско-харачоевскую (от названия сел. Каякент в ДАГР и Харачой в ЧИР) и кобанскую (от названия сел. Кобан в Северной Осетии) культуры. Каякентско-харачоевская культура охватывает период с 1300 по 900 гг. до н. э., а кобанская - с XI по IV вв. до н. э. С одной стороны, появляются в быту горцев первые железные предметы в самом конце 2-го тыс. до н. э., а с другой - бронза не выходит из употребления с конца 1-го тыс. до н. э. и вплоть до наших дней. Эти два металла продолжают одновременно служить людям.

 

Ранние памятники каякентско-харачоевской культуры (1300-1100 гг. до н. э.) найдены у селений Курчалой, Гуни, Белгатой, Ведено. Погребения же и поселения 1100-900 гг. до н. э. обнаружены у таких сел, как Новолак, Ишхой-Юрт, Дарго, Харачой, Белгатой, Зандак и др.
Такая датировка, данная этим памятникам крупнейшими кавказоведами, в основном принята учеными. Хорошо знающие эту эпоху Кавказа ученые отмечают, что вайнахские племена, входившие в зону распространения каякентско-харачоевской культуры, селились на высоких террасах, в лощинах между горами, на высоких холмах, на платовых возвышениях, по склонам гор, в степных просторах междуречья Терека и Сунжи. Умерших хоронили в основном в каменных ящиках, весь комплекс погребального обряда был местным. Сопутствующий вещевой инвентарь (посуда, бронзовые украшения, орудия труда и оружие) в основном однообразен и носит чисто местный характер, что характеризует монолитность народов Северо-Восточного Кавказа до VII в. до н. э., когда на Северном Кавказе впервые появляются элементы культуры племен, живших тогда на северо-западных просторах Кавказа.

 

Вайнахи - носители кобанской культуры.

 

Горцы вели оседлый образ жизни, совершенствуя из века в век навыки обработки металла, технологию керамического производства и обработки земельных участков, а также достигая высоких успехов в животноводстве. Наглядно этот процесс прослеживается при рассмотрении материалов кобанской культуры. Эта культура охватывала большую территорию. По сегодняшним административным делениям в нее входили: Кабардино-Балкария, Ставрополье, восточные окраины Краснодарского края, Южная и Северная Осетия, Чечено- Ингушетия. Эти условные границы говорят о том, что носителями этой культуры были предки разных народов современного Северного Кавказа.

 

Однако эти разноэтнические племена были объединены общими культурными, производственными и политическими интересами. Известные ученые по данной проблеме отмечают, что рубежом 2-го - 1- го тысячелетий до н. э. фиксируются выработка и окончательное оформление основных типов металлических украшений и оружия, а также некоторых культурных признаков в быту и погребальном обряде.

 

Памятников этой культуры на территории Чечено-Ингушетии по сегодняшний день найдено очень много, в одной из книг учтено "более 600 бытовых поселений и погребальных памятников (кладбищ) и десятки отдельных случайных комплексов и предметов, известных в 85 пунктах Чечено- Ингушетии". Назвать все эти села нет возможности, но самые известные заслуживают внимания - это Сержень-Юрт, Исти-Су, Ца-Ведено, Шарой, Шали, Знаменское, Пседах.

Проникновение железа к горцам Северного Кавказа на рубеже 2-1-го тыс. до н. э. и его интенсивное освоение в 1 тыс. до н. э. было колоссальным скачком в социально-экономическом развитии.

 

Ф. Энгельс писал: "Железо сделало возможным полеводство на более крупных площадях, расчистку под пашню широких лесных пространств...". Люди активно расселяются в междуречьях Терека, Ассы, Сунжи, Аргуна, Фортанги, Хулху-лау, Мичика, Аксая и других рек. Об этом свидетельствуют поселения и могильники у селений Алхасте, Мужичи, Нестеров-ская, Пседах, Курчалой, Исти-Су, Галайты, Ножай-Юрт, Ца-Ведено, Харачой, Алды, Урус-Мартан и др. Всего на сегодняшний день цифра, определяющая количество местонахождений археологических памятников кобанской культуры на территории Чечено-Ингушетии, перевалила далеко за сто.
Излюбленными предметами народа того времени были: бронзовые топоры (парадные и рабочие), красивые пряжки для поясов, разнообразные браслеты, шейные гривны, прототипы современных шпилек для волос, так называемые булавки с различными навершиями, атрибуты конской сбруи, бронзовая и глиняная посуда.
У древних вайнахов и других народов Северного Кавказа было много общего в материальной и духовной культурах. С периода освоения железа эта общность культур еще более углубляется.

 

В сельском хозяйстве большое место отводилось овцеводству, крупному рогатому скоту, свиноводству, коневодству. Причем во всех поселениях на первое место, судя по найденным костям, выходит свиноводство, на второе - крупный рогатый скот, на третьем месте - мелкий рогатый скот, далее лошадь, осел и т. д. Ученые отмечают, что кони составляли от 4 до 10% всех домашних животных. Изучение глиняных статуэток из Сержень-Юрта показало, что кроме коров и быков крупной породы в стаде имелись буйволы и волы для упряжки. Изображения длинномордой породы овец и поджарых свиней характеризуют эти породы животных не только для восточных районов, но и для всего Северного Кавказа. Среди статуэток различались изображения двух видов лошадей: тяжеловозов, служивших тягловой силой, и верховых.
Занятия жителей предгорной полосы Чечено-Ингушетии земледелием документируют многочисленные находки орудий земледельческого труда, например, серпы, песты, зернотерки, терочники, ямы-хранилища для продуктов земледелия, остатки зерна в некоторых ямах-хранилищах, например, мягкой и твердой пшеницы, много зерна магары (итальянское просо), зерна ячменя и ржи. Все это говорит о традиционном занятии древних вайнахов - земледелии, главным образом, пашенного типа.
Исключительное место в жизни древних вайнахов занимали домашние ремесла.

 

К ним относятся гончарное дело, металлообработка, камнеобработка, косторезное дело. При археологических раскопках обнаружены мастерские -по изготовлению и обжигу глиняной посуды, а также мастерские, где мастера занимались бронзолитейным делом и обработкой металла. Следы местной металлообработки обнаружены, кроме Сержень- Юртовского поселения, на Алхастинском, Бамутском, Нестеровском, Ханкальском и других поселениях. Мастера-металлурги в этих местах обладали разнообразными методами обработки бронзы и готовых изделий из нее (литье в одностворчатых и двустворчатых формах, литье по восковой модели, ковка предметов и проковка после литья, выбивание украшений из тонкого листа на матрице, вытягивание проволоки, резьба тонких листов бронзы, чеканка и резьба по готовому литому изделию). Все эти приемы хорошо прослеживаются на предметах поселений, а также на предметах из могильников и отдельных погребений.

 

Отмеченная технология применялась в Х-VII веках до н. э. Не меняется она в бронзолитейном деле и в VI-V веках, хотя местные металлурги еще с начала 1 тысячелетия до н. э. знали железо, обработка которого требовала некоторой модернизации известных приемов обработки металла. Во всяком случае, в VIII-VII вв. до н. э. число таких железных предметов, как ножи, наконечники копий, кинжалы и прочие вещи, постепенно возрастает, а в VI-V вв. до н. э. даже господствуют, то есть железные изделия вытесняют бронзовые (серпы, ножи, шилья, кинжалы, наконечники копий и стрел и т. д.). В IX-VII вв. до н. э. железные изделия у древних вайнахов были привозными, и можно предположительно говорить об их местном массовом изготовлении только около середины 1 тысячелетия до н. э.

 

Справедливость такого суждения подтверждают все археологические материалы VI в. до н. э. - IV в. н. э.


Вайнахи и скифы.

 

В VI в. до н. э. скифские орды из Приазовских и украинских степей устремляются в Закавказье через Северный Кавказ. Профессор Е. И. Крупнов отмечал: "... не исключено, что в знаменитые скифские дальние походы могли быть вовлечены и некоторые местные кавказские племена". Во всяком случае, походы способствовали расширению культурно-экономических взаимосвязей горцев с Закавказьем и даже с населением отдельных стран Ближнего Востока. Вместе с тем важно отметить, что скифский поход в Закавказье, имущественная дифференциация внутри вайнахских родовых групп и племен заставили людей в целях самозащиты укреплять свои поселения различными оборонительными сооружениями. С этого времени на всей территории края вновь возникающие села учитывали возможность нападения врагов, как внешних, так и внутренних соперников, которые появлялись в процессе расширения и усиления имущественной дифференциации. Поэтому такие поселения получили названия городища, они основывались на вершинах естественных холмов с крутыми склонами, либо имели комплекс оборонительных сооружений (рвы, валы, стены с башнями и т. д.). Показательным примером могут служить Сержень- Юртовские поселения, а также городища, известные в Грозненском, Назрановском, Шалинском и др. районах республики.

 

Новые кочевники на Северном Кавказе.

 

Скифские походы через Северный Кавказ открыли счет последующим вторжениям с севера различных кочевых и полукочевых племен. Для мирных земледельцев, скотоводов и ремесленников древней Вайнахии наступили тревожные времена. Волна за волной на Северный Кавказ в III в. до н. э. - IV в. н. э. нахлынули аорсы и сираки (иногда их именуют вместе одним этнонимом сарматы), а позже их сменяют новые пришельцы - аланы и гунны. Эти завоеватели создавали военную обстановку, которая заставляла родственные, а порой и не родственные между собой племена объединяться в более мощные союзы для отпора натиска врагов. Ведь люди должны были защищать свои земли пастбища, скот, оберегать своих соплеменников от угона в плен или физического уничтожения. И древние вайнахи отстояли свой горный край от степняков. В то далекое время предков вайнахов соседи называли гаргареями, исадиками, хамекитами, дурдзуками и др. этнонимами, а этнонимами нохчий (чеченцы), г1алг1ай (ингуши) вайнахов стали именовать в недалеком прошлом.

 

Вайнахи в составе первого феодального государства на Северном Кавказе.

 

Взаимоотношения между пришлыми и местными народами складывались по-разному, но в конечном счете они заканчивались мирно. Часть кочевников возвращалась на свои кочевые просторы, а другая оставалась в среде кавказских народов, с годами срастаясь с местными племенами, усваивая их язык, традиции и верования.
Такой естественный процесс вел к монолитности союза многих племен и народностей, а в конечном итоге - и к формированию государства. Возможно, таким путем возникло в эпоху раннего средневековья единственное на Северном Кавказе Аланское государство. В него входили многие народы Северного Кавказа, в том числе и вайнахи.
Аланское государство просуществовало примерно с V по XIII вв. н. э. В первой половине XIII века Алания распалась на отдельные феодальные объединения, что в свою очередь отрицательно сказалось на ситуации, сложившейся на Северном Кавказе перед монголо-татарским нашествием.
Таковы следы древней истории вайнахов. Они очень многогранны. В них отразились различные аспекты культуры.

 

стр.4



checheninfo.ru



Добавить комментарий

НОВОСТИ. BEST:

ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости

Это интересно

Календарь новостей

«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Здесь могла быть Ваша реклама


Вечные ссылки от ProNewws

checheninfo.ru      checheninfo.ru

checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

Я.Дзен

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"