4. Философия чеченской этики «В основу внедрения и восприятия правил чеченской этики ставилась одна идея — все хорошо, что возвышает личность, дает ей возможность проявлять свои человеческие потенции, — утверждает в своих исследованиях чеченский этнограф.1— «История — лишь дорога, по которой прошел свой жизненный путь человек или народ. Сама она ничего не говорит о прошедшем, « — говорят в народе. Другое дело, если идущий накопает там ямы, навалит камней, тогда уже не только его имя, но имена всех его семи предков будут упомянуты. Упоминание семи предков имеет глубокий смысл, т. к. за хорошие поступки благодарят совершившего их, а за дурное у чеченцев обязательно упомянут предков. Но заставляя часто упоминать предков, по народным представлениям, сокращаешь жизнь своих потомков, т. к. предкам становится стыдно за недостойное поведение и они вынуждены бывают лечь лицом вниз. Предкам вообще не по душе хвастовство, они предпочитают дела и достойные деяния. Обыденные вопросы: кто ты? и чей ты? в чеченской среде вытекают из желания оценить личность. Так выясняются потенции возможных поступков и дел, потому что тот, кто дорожит именем предков, никогда не переступит грань между дозволенным и недостойным.
Чтобы понять народ, необходимо заглянуть в его душу, мысли, узнать, чем он руководствуется в своих повседневных делах, постичь идеалы, к которым он стремится». Рассмотрим же некоторые мировоззренческие понятия этого народа. Согласно чеченской легенде о происхождении человека, которую приводит С.-М. Хасиев, мир и люди вначале не разделялись по каким-то внешним признакам.
«Первоначально все ныне противостоящее свет и тьма, добро и зло представляло собой нерасторжимое единство. Затем явилось желание «Laam», после чего шевельнулось нечто световоздушное, распространенное повсюду (вездесущее), — «А» — и на определенный миг пришло в иное состояние, (искра, уголек), вокруг которого начала концентрироваться светлая благородная субстанция «Daт « или «Мап», что и привело к образованию человека — Аdат. Но мир устроен так, что за добром следует зло, за днем — ночь. Это происходит из-за того, что противоположная сторона тоже стремится к самореализации. В следующий раз вокруг «A» концентрируется не светлое, а темное (мрачное) — «jukk» и образуется «jukkhati” (антипод Аdата). Здесь проявляется фатализм, утверждающий неизменную основу человеческой натуры.
Аdаt (человек) представляет собой гармоничное триединство, где каждой из составляющих отводится определенное место: «Sa « - свет, душа, дыхание; «Нjeknal» - ум (nje - мозг, kha - труд) и «Сharh» — тело, организм.
«Sа» — явление первичное, универсальное, и без него нет ничего сущего. Вокруг него при стечении благоприятных обстоятельств образуется тело «Charh» (как кусочки масла при сбивании сливок). Это и есть та искорка, уголек, вокруг которого концентрируется «Dат». «Sа», как явление первичное, высшее, напрямую связанное с нравственностью, толкает человека на благородные поступки. Именно «Sа» порождает стремление к правде, справедливости, добру.
«Charh» как элемент, занимающий самую низкую ступень иерархической лестницы, представляет антипод «8а « и требует постоянного волевого контроля над собой. Стоит хотя бы на миг дать ему послабление, как он выходит из подчинения, и человек становится рабом («Lai») своей плоти.
Ум — «Hjekhal″ — результат работы мозга, связующее звено между первым и третьим началами. Он приходит позже них, а уходит, как правило, раньше. Ум изначально несет на себе печать противоречивости и с одинаковым успехом может стать на любую сторону. Если переходит на сторону «Sа «, тогда человек становится подлинным «Аdат «. Если же «Hjekhal» берет сторону «Charh»и борется против «Sа», то изворотливость, коварство, ветреность и лживость ума, дополненные бездеятельностью «Charh», низводят личность до «jukkhati».А «jukkhati» у чеченцев — это люди, которые живут сиюминутными прихотями, ублажая свою плоть, а потому они завистливы, аморальны, всегда готовы поживиться за чужой счет «.
А вот что говорит ученый о культуре равенства:
«Чеченская традиционная культура общения основывается на принципиальном равенстве всех людей и на неиспользовании, неподчеркивании своего превосходства. Поэтому тот, кто ехал верхом, первым приветствовал пешего; тот, кто шел с горы вниз, — того, кто поднимался, и т. д. Знаки внимания оказывались слабому, бедному, чтобы те не почувствовали своего ущербного положения. Народная мудрость гласит, что если ты на коне, конь может пасть через несколько шагов, а тот, кто был пеший, завтра может оказаться на скакуне. Недаром в чеченском фольклоре красной нитью проходит мысль, что среди людей всегда находятся сильнее сильного, умнее умного, богаче богатого, поэтому проявление кичливости недопустимо.
До сегодняшнего дня у чеченцев бытует мысль, что у человечества кровь едина, а различаются люди и народы по своим понятиям. Здесь под понятиями подразумеваются язык, конфессиональная принадлежность, обычаи и обряды. Но все это — вторичное, главное же — это общечеловеческая сущность. У людей едины физические потребности, горе и радость, рождение и смерть, и перед ними все равны. Так, например, согласно чеченской традиции, не принято выделять украшениями памятники на кладбище.
Эти основополагающие выводы из человеческого общежития переносились чеченцами на отношение к природе. Для традиционного мировоззрения чеченца живая и неживая природа не существовали в отдельности, так же как не было первостепенного и второстепенного в ней, т. к. все взаимосвязано и взаимообусловлено. Микро — и макрокосм, рациональное и иррациональное, где связующим звеном является человек, были включены в единую, доступную и понятную каждому систему мироздания. В природе, как и в обществе, нет и не может быть ничего такого, на что человек мог бы смотреть свысока. Чеченские пословицы, поговорки и притчи воспитывали у подрастающего поколения уважительное отношение ко всему сущему на земле. В жизни нет мелочей: не оставляй вбитый в землю колышек — будет болеть голова, не убивай лягушку — околеет корова, не лови бабочку — лишишь сестру радости сердца., и т. п. Чеченцы задолго до многих других народов перешли к медосбору, не уничтожим пчел. Коров доили, обязательно поддерживая вымя одной рукой, ударить домашнее животное считалось недостойным человека. Ценилось воспитание человека личным примером и внушением, а не телесным наказанием.
Все существующее в мире необходимо и полезно, и если в данную минуту что-то показалось ничтожным и бесполезным, то в будущем в нем может появиться острая необходимость.
В то же время по представлениям чеченцев роль человека во вселенной и его ответственность за мир беспредельны. Вот как об этом пишет С.-М. Хасиев:″ «По представлениям древних чеченцев вселенная состояла из трех элементов: верхнего мира ( или мира Богов), нижнего мира (или мира духов) и мира земного, человеческого. Все три мира соприкасались между собой, и гармонию их поддерживал человек. Абстрактно они представляют собой три круга, где первые два расположены по вертикали, и точка их соприкосновения служит центром третьему, земному, расположенному по горизонтали. Общим центром являлись очажная яма («tush») и непосредственно связанный с нею человек. (Кстати, столица древневосточного государства Урарту называлась Тушпа. Философский смысл, который вкладывали урартийцы в ее название, легко объясним, если к «Tuch» добавить «Pa/pha» — артерия, поселение, т. е. Tush-pa/Tush-pha ее основатели ассоциировали с центром Вселенной. — Л. У. )
В мире вещей, предметов и явлений нет деления на первостепенное и второстепенное. Все сущее возводится в ранг божества, а потому требует к себе бережного, почтительного отношения. Трудно даже сказать, какой из взаимосвязанных элементов более почитался : божественный или реальный. Система миропонимания и мировосприятия позволяла предкам жить в гармонии с природой. Все на земле имеет свое предназначение и может быть использовано человеком.
В основе оценки человеческого достоинства — мера труда, затрачиваемого человеком на ту или иную работу. Возможно, поэтому народная традиционная метрология в определении пути не имеет общих единиц.8 «Charhlarma» — мера длины — меняется в зависимости от усилий, затрачиваемых человеком. Так, «charhlarma» в гору сокращается в зависимости от крутизны тропинки, тогда как вниз — увеличивается. «Urd» — площадь, вспахиваемая за световой день одной упряжкой, вверху, естественно, чуть ли не вдвое меньше, чем на равнине, так как в горах пласт всегда отваливают вниз со склона, и пашут не кругами, как на равнине. «Кеs» — трава, укладываемая за один рабочий день жнецом. «Tsana» — площадь скашиваемого поля одним косарем за световой день, и так далее..
Чувства любви, уважения, признательности уподобляются у чеченцев раскрывшемуся цветку. Словесное их выражение сходно у чеченцев обрыванию лепестков и бросанию их под ноги тому, на кого направлены чувства. К человеку, который налево и направо изливает свои чувства, относятся с недоверием, т. к. считается, что у такого вместо живого цветка в сердце остается лишь никчемный стебелек. Чеченцы крайне болезненно воспринимают посягательство (словом или делом ) на честь и достоинство личности, причем неважно, от кого оно исходит.
У чеченцев отсутствует чувство фатальности происходящего. Основной акцент делается на самого человека. Он, и только он в ответе перед Богом, перед обществом, перед потомками и перед предками за свои поступки. Однако добрые дела и поступки, совершаемые человеком в жизни, зачитываются не только ему, но и всем его родственникам».
Далее: 5. Культ женщины и рыцарская этика
checheninfo.ru