Сохранившиеся каменные сваи служили опорой для огромной деревянной платформы.
Британский историк и искусствовед Джулиан Сполдинг
«Это совершенно новая теория, которая никогда не выдвигалась прежде, — рассказал Сполдинг изданию The Guardian. — Все интерпретации на сегодняшний день являются ошибочными. Мы смотрели на Стоунхендж неправильно: от уровня земли, как это принято в XX веке. Но мы никогда не задумывались о том, как и что думали древние люди».
Сполдинг полагает, что предыдущие историки, считавшие Стоунхендж святилищем друидов, огромным астрономическим календарем, кладбищем или центром для исцеления, заблуждались, поскольку смотрели на сооружение снизу вверх, а не с другого ракурса.
В доказательство он приводит примеры из древних цивилизаций по всему миру: в разных точках Земли — в Китае, Перу, Турции люди строили священные памятники высоко, и зачастую им также была свойственна круговая структура, что связано с движением небесных тел.
«В древние времена никакие духовные обряды не проводились на земле. Фараона Египта и императора Китая всегда переносили по воздуху, как и папу римского. Считалось, что ноги святых людей не должны касаться земли. Мы же обследовали Стоунхендж, привязываясь к уровню земли».
По словам Сполдинга, как и все священные алтари прошлого, Стоунхендж строился таким образом, чтобы совершать обряды подальше от земли и ближе к небесам. «Это было бы невообразимо оскорбительно для бессмертных существ — устраивать божественные церемонии на ничтожной почве, будто бы их самих низвергли в пыль и навоз», — объясняет Джулиан.
Стоунхендж он называет «древней Меккой на сваях». Свою версию ученый изложил в книге Realisation: From Seeing to Understanding («Реализация: от созерцания к пониманию истоков искусства»). Впрочем, коллеги Сполдинга и исследователи Стоунхенджа с многолетним стажем восприняли эту теорию с большой долей скепсиса, не видя никаких доказательств. По материалам hronika.info