Характерной особенностью информационной эпохи является огромная роль в жизни общества средств массовой информации и, прежде всего «электронных» - телевидения и радиовещания. Довольно точно и образно по этому поводу выразился в свое время Борис Ельцин, назвав телевидение «второй ядерной кнопкой». Посредством современных СМИ быстро формируется устойчивое общественное мнение, если надо, ломаются устоявшиеся и создаются новые стереотипы, эталоны поведения и отношений, иначе говоря, формируется имидж того или иного объекта. Также СМИ оказывают сильное влияние на умонастроения людей, их отношения, поведение, направленность активности.Многие из функций СМИ предполагают осуществление ими влияния на свою аудиторию. Данное влияние нередко принимает форму манипуляции, когда откровенно ущемляются права людей.
Необходимо отметить, что роль этих средств значительно возрастает в критические или этапные периоды развития общества, когда оно особенно нуждается в точных оценках и характеристиках ситуации. Безусловно, эти возможности осознаются СМИ, недаром они называют себя «четвертой властью», подчеркивая тем самым свою роль, значимость и влиятельность.
Считается, что СМИ создают и транслируют образы, влияющие на отношения и поведение людей. Помимо этих функций, выполняемых средствами массовой информации, специалисты выделяют и ряд других. Среди них:
- информационная;
- формирование общественного мнения и общественных отношений;
- социальная ориентировка за счет информирования;
- социальная идентификация, помогающая осознать причастность к одним группам и отмежеваться от других;
- воспитательная, влияющая на эталоны поведения и отношений и др.
Очевидно, что многие из названных функций СМИ предполагают осуществление влияния ими на свою аудиторию. Данное влияние нередко принимает форму манипуляции, когда откровенно ущемляются права людей. Данная тема постоянно обсуждается в том числе и в самих СМИ, но ситуация от этого, следует заметить, не меняется.
Исследователи данной проблемы выделяют два основных психологических механизма влияния СМИ.
Первый из них в психологии изучен весьма основательно и связывается с реально существующей у людей информационной потребностью. Информационная потребность тесно связана с жизнедеятельностью людей в постоянно изменяющихся ситуациях взаимодействий. Новые ситуации предъявляют новые требования, ставят новые задачи, решать которые можно, только обладая необходимой информацией. Отсюда и возникает информационная потребность.
Второй механизм влияния СМИ обусловлен широко применяющейся системой психологических воздействий. Научные исследования показывают, что СМИ практически постоянно применяют следующие психологические воздействия:
- убеждение;
- внушение;
- нейролингвистическое программирование;
- мифологию.
Если проанализировать методы психологического воздействия СМИ, то за исключением убеждения, остальные его виды являются манипулятивными, то есть имеют вполне конкретные цели, часть из которых скрывается или преподносится в трансформированном, иллюзорном виде. Истинные цели обычно связаны с желанием добиться контроля над сознанием людей и осуществлением на них влияния. При этом, зачастую тщательно формируются иллюзорные образы «осознанности выбора».
При помощи такого воздействия на общественное сознание с одной стороны, и индивидуальное сознание каждого отдельного человека с другой, СМИ формируют имидж того или иного объекта: товара, политика, фирмы, региона. Остановимся подробнее на последнем.Понимание Северного Кавказа как региона, в котором имеется не только различие между населяющими его этносами, но существует и объединяющая их в единый экосоциокультурный организм система, ведет к сохранению единства.
Имидж региона - один из наиболее действенных социально-психологических региональных регуляторов. Имидж, определяющий характер наших взаимоотношений с объектами, обладает высочайшей степенью эффективности. И если мы в сегодняшнем информационно ориентированном мире откажемся или не научимся эффективно использовать социально-психологический региональный регулятор, который может служить и для привлечения инвестиции и для выравнивания экономического уровня регионов, и для взаимодействия с региональными властными структурами, и для сглаживания этнических противоречий, и для предотвращения центробежных тенденций, завтра другие используют имидж региона, возможно, гораздо более результативно, но с прямо противоположными целями - ради корыстного обогащения, ради удовлетворения своих амбиций и прихотей ради ослабления и дискредитации конкретных регионов. И даже не надо дожидаться завтрашнего дня. Это уже происходит.
Имидж региона представляет собой сложный социально-психологический феномен, необходимым условием формирования которого являются такие свойства человеческой психики как восприятие и способность формирования ассоциативных представлений. Вполне очевидно, что имидж региона напрямую связан с тем, какая информация о регионе попадает в СМИ. И поэтому сегодня необходимо постоянно высвечивать различные, особенно наиболее привлекательные, стороны региона с помощью активной и грамотно поставленной информационной работы. Регион не должен быть представлен в информационном потоке совершенно случайными событиями, большинство из которых носит скандальный характер - убийства, крушения, скандалы и т. п., в то время, как ежедневно происходит множество позитивных событий.
Для наглядного примера можно рассмотреть сформированный за последнее десятилетие имидж Северного Кавказа. На протяжении последних лет средствами массовой информации вольно или невольно формируется мнение, что этот регион является источником зла. Антикавказские настроения становятся порой чуть ли не доминантой, определяющей характер многих политических и экономических событий.
Можно - да и уже давно следовало бы - найти выход из такого кризиса. Например, путем увеличения числа материалов, описывающих лучшие традиции кавказских народов, их культур и традиций. Но политическая конъюнктура - по своей ли воле или по чьему-то диктату - по-прежнему продолжает действовать в привычном ей стиле - стиле манипулирования сознанием общества, формирования негативного образа Кавказа, измышления различного рода мифологем типа того, что Кавказ изначально конфликтогенен в силу его этноразнообразия, а кавказские, особенно северокавказские народы не способны к мирному сосуществованию и т. д.
Подобные мифологемы, периодически наполняют информационное пространство, нанося непоправимый ущерб поссийскому многонациональному обществу. Необходимо отметить, что, к сожалению, такие идеи являются легко воспринимаемыми и живут в сознании и поведении людей.
В понимании культурно-исторического своеобразия Северного Кавказа, в понимании сути происходящих здесь отнюдь не простых, порой трагических событий больше всего не хватает фундаментальности, адекватности политических суждений и оценок реалий, научной обоснованности и объективности, причем донесенных до аудитории влиятельными в современном обществе средствами массовой информации. Так как именно на дефиците научного понимания культурно-исторической реальности Кавказа создается тот самый идеологический вакуум, который заполняется негативной информацией.
Существующее понимание Юга России как региона, в котором есть различие между составляющими его этнокультурными образованиями, но нет единства и объединяющей их социокультурной целостности, ведет к определенным политическим последствиям, которые мы уже имеем. Это - разделение единого Кавказа на сферы влияния.
И напротив, понимание Северного Кавказа как региона, в котором имеется не только различие между населяющими его этносами и народами, но существует и объединяющая их в единый экосоциокультурный организм система, ведет к другим последствиям - сохранению экосоциокультурного единства Кавказа. А такое понимание открывает новые перспективы.
Анна Васищева
checheninfo.ru