Команда исследователей из Школы биологических наук Бристольского университета обнаружила, что волоски на теле мотыльков Antherina suraka и Callosamia promethea сходны по структуре с шумоподавляющими материалами. Статья ученых опубликована в журнале The Royal Society Interface.
Летучие мыши охотятся ночью с помощью эхолокации. Этот способ обнаружения добычи впервые появился около 65 миллионов лет назад и используется хищниками в основном для охоты на насекомых. У насекомых, однако, тоже развились методы защиты, например способность слышать ультразвуковые крики летучих мышей. Это позволяет им быстро уклоняться от них.
Многие виды молей не могут слышать такие высокие звуки, но тем не менее существуют в одной среде с летучими мышами, не теряя в численности. Поэтому ученые заподозрили существование альтернативных способов защиты от обнаружения эхолокацией.
С помощью сканирующей электронной микроскопии ученые рассмотрели поверхность тела мотыльков Antherina suraka и Callosamia promethea и бабочек — Graphium agamemnon и Papilio troilus. Авторы выяснили, что чешуйки на теле мотыльков поглощают до 85% поступающей звуковой энергии. Также оказалось, что эти чешуйки могут уменьшить расстояние, на котором летучая мышь способна обнаружить мотылька, почти на 25%. А это серьезно увеличивает вероятность насекомого на выживание.
«Мы были поражены, увидев, что эти необычные насекомые смогли достичь тех же уровней поглощения звука, что и коммерчески доступные сегодня звукопоглотители, в то же время будучи гораздо тоньше и легче, — говорит ведущий автор работы, научный сотрудник Школы биологических наук Бристольского университета Томас Нил. — Сейчас мы анализируем, как можно использовать эти биологические системы, чтобы создать новые решения для звукоизоляции, и проанализировать поверхность крыльев мотылька, чтобы исследовать, имеют ли они такие же свойства».