ЧЕЧНЯ. В XIX — начале ХХ в. основной формой семьи у чеченцев была малая. Малые семьи, подобно большим, не были однород¬ными. В одних случаях они состояли из родителей и их детей, в других включали родителей или одного из них и других родственников мужа: неженатого брата, незамужнюю сестру и других. У чеченцев бытовали «несложные» и «сложные» малые семьи. Таким образом, малая семья, состояла из двух или трех поколений родственников, ее численность варьировала от 5-7 до 8-11 человек.
Известно, что главой семьи у всех народов Кавказа, в том числе и у чеченцев, всегда был мужчина — отец или старший брат. В случае отсутствия сына или брата старейшины рода (тайпа) определяли в качестве опекуна (верас) близкого родственника, который исполнял эти функции до совершеннолетия сына умершего.
Внутренняя жизнь чеченской семьи характеризовалась патриархальными чертами, где глава семьи ц1ен да являлся хозяином дома и его домочадцев. Ему подчинялись все члены его семьи, с одной стороны, следуя многовековым традициям — уважать старших и родителей, а с другой — поскольку он представлял семью на общественных сходах, сельских собраниях, т.е. нес за нее полную ответственность. Примечательно, что и сам глава семьи почитал своих родителей, людей старшего возраста, а также старших по возрасту мужчин своего тайпа, гара, советовался с ними.
Патриархальными традициями определялось положение чеченской женщины, которая пользовалась меньшими правами в семье и обществе, чем мужчина. Будучи девушкой, она должна была беспрекословно подчиняться отцу, после замужества — мужу. Женщины как бы «составляли собой какую-то отдаленную от мужчины общественную единицу, вращающуюся вне того общественного порядка, который существует для мужчин» [Исарлов 1875].
Женщины отличались и отличаются трудолюбием, на них лежали и лежат в большинстве случаев и сегодня почти все хозяйственные нагрузки. Тем не менее у чеченцев женщина в семье и обществе имела значительный авторитет и уважение, несмотря на то что должна была всегда подчиняться мужу, быть исполнительной по отношению к нему и всем его родственникам.
Для чеченской женщины труд составлял большую часть ее жизни. Каждодневной обязанностью являлось приготовление пищи, поддержание чистоты в доме, уход за детьми, шитье и ре¬монт одежды. Существовали работы чисто женские, которые мужчины никогда не выполняли, но были и чисто мужские, требовавшие физической силы (косьба, пахота).
Говоря о положении женщины в семье, следует указать и территории, занимаемые мужчинами и женщинами в населенном пункте. Как отмечает Ю.Ю. Карпов, центр селения, представленный площадью, являлся местом проведения досуга и решения общественных вопросов мужчинами. Селение как сосредоточие общественной жизни ими и управляется. Женское пространство было рассеяно по селению между отдельными домами и усадьбами.
Дом обычно делится на мужскую и женскую половины по линии, условно проходящей через очаг. При этом очаг входит в женскую зону. В частности, очаг сопряжен с местом родин. В соответствии с указанным центр зоны жизнедеятельности семьи является женским пространством [Карпов 2001: 367].
Одним из главных условий счастливой семейной жизни для женщин было наличие детей. Молодую вводили в дом, подводили к очагу, давали прикоснуться к цепи, на которой был подвешен очаговый котел. Пожелание счастья и благополучия сопровождалось, как отметила наш информант Газиханова, напутствием молодой невестке быть связующим звеном родовой цепи новой семьи, матерью здоровых детей, хранительницей тепла в руках, доме, сердце, открытом для родства.
Многое зависело и зависит от женщины. По высказываниям наших информантов, она и сегодня играет объединяющую роль во взаимоотношениях с родственниками, в первую очередь родственниками мужа.
Статус замужней женщины значительно отличался от статуса жиеруо — разведенной женщины, вдовы. У последних было больше свободы в поведении, вне дома, в общении.
Наши полевые материалы, литературные, а также и архивные источники дают основание поставить под сомнение утверждение о бесправном положении женщины. Как свидетельствовали многие дореволюционные авторы, женщины играли значительную роль во внутренней жизни семьи. У чеченцев женщина пользова¬лась большей свободой, нежели у соседних народов. По народным воззрениям, женщина не должна быть лишена вежливости со стороны мужчин; если женщина должна дать дорогу мужчине, то и мужчина обязан проехать так, чтобы оружие не было обращено в сторону женщины. По адатам, коннику не положено было обгонять женщину, ему следовало спешиться и повести коня под уздцы. При проходе рядом с ними пожилой женщины мужчины должны были встать в знак почтения; также мужчины не имели права драться в присутствии женщины. За убийство жены виновный подвергался мести со стороны ее родственников и должен был выплатить ту же пеню, как и за убийство мужчины (630 руб.) [Харузин 1888: 381].
В источнике XIX в. читаем: «Им (женщинам. — З.Х., М. И.) предоставлено важное в гражданском быту преимущество, имеющее начало в нравственности народной, т.е. уважение, которое оказывают горские народы к заступлению и посредничеству жен¬ского пола. Женщина без покрывала и с распущенными волосами бросается в середину толпы и тотчас останавливает кровопролитие. Всякое мщение, наказание, а тем более убийство не может быть произведено в присутствии женщин и отлагается до другого случая» [Броневский 1823: 131].
Относительно гендерных стереотипов в истеме взаимоотношений членов современной семьи надлежит отметить следующее. На ментальном уровне общественного сознания регулируются ценности и представления, относящиеся к роли мужчины и женщин в обществе. Северный Кавказ в отношении гендерных ролей весьма консервативен. В Чечне, возможно под влиянием исламской культуры, трансформация гендерных ролей соверша¬ется без каких-либо существенных изменений. В исламе инсти¬тут семьи ориентирован на жесткие гендерные ролевые позиции. Вместе с тем супружеские отношения в современных семьях ста¬ли более демократичными, хотя положение главы семьи в значи¬тельной степени сохраняется в традиционной форме.
Согласно нашим полевым материалам, в семье поддерживается высокая культура взаимоотношений, авторитет мужчины — главы семьи, отца, мужа — является фундаментом, показателем норм поведения для остальных членов. Как в прошлом, так и сегодня поручение и просьба отца и главы семьи священны. Одновременно глава семьи обязан заботиться о домочадцах, он в ответе за нравственную чистоту своей семьи, отвечает за мате¬риальное обеспечение и психологический климат. В то же время в современных чеченских семьях в большинстве случаев супруги совместно решают каждодневные вопросы.
Сегодня истоки национальной культуры возрождаются, в этом направлении ведется широкомасштабная работа. В воз¬рождении семейных традиций существенную роль играет религия.
Библиография:- Исарлов Л. Материалы для истории мусульманского права // Кавказ. 1875. № 59.
- Карпов Ю.Ю. Женское пространство в культуре народов Кавказа. СПб., 2001.
- Харузин Н.Н. Заметки о юридическом быте чеченцев и ингушей // Сборник материалов по этнографии. М., 1888. Вып. 3.
- Броневский С.М. Новейшие известия о Кавказе. М., 1823.
Источник: З.И. Хасбулатова, М.М. Исаева. К проблеме гендерных стереотипов в системе взаимоотношений в чеченской семье на современном этапе (Материалы XXXVIII и XXXIX Среднеазиатско-кавказских чтений 2014–2015 гг.)
checheninfo.ru