ЧЕЧНЯ. В самых тяжелых условиях – далеко в тылу горного Лезгистана – опорой для Шамиля еще до того, как он стал имамом чеченского Мохка, были чеченцы
В самом конце мая 1831 года имам Гази-Мухаммад организовал одну из своих самых успешных военных операций – поход на столицу Тарковского шамхальства – Тарки. Французский автор 1853 года пишет об этих событиях:
Цитата: «С самого начала, в мае 1830 года (опечатка, речь идет о мае 1831 года. – примечание), крепость Тарки чуть не попала под власть Кази-Моллы, ее с огромным трудом и ценой жестоких потерь освободил генерал Кабанов. В Кизляре чеченцы были удачливее, 1 ноября 1831 года захватили окрестность и унесли значительное количество добычи». Действительно, в день завоевания города Тарки воины Гази-Мухаммада опрокинули шамхальскую милицию, напали на карантин у Тарков, сожгли его и часть лодок у берега моря. Спастись удалось лишь тем, кто ушел на оставшихся лодках в открытое море. Воины захватили город, осадили крепость Бурную, расположенную при нем, овладели «укрепленным проходом к воде и пороховым погребом, находившимся вне крепости»; в общем, нанесли массу урона противнику. Когда же начались бои с подошедшим подкреплением царских войск, оставшаяся с Гази-Магомедом часть воинов укрепилась в городе. И эта часть мюридов Гази-Магомеда в рапорте генерала Панкратьева названа «отборнейшими … приверженцами… в числе коих было несколько сот Чеченцев. Увлеченные фанатизмом, они решились умереть, но не оставлять своего предводителя», – сообщается в официальном документе.
В то же выремя. Наши друзья из ученой братии соседей расскажет вам лишь о том, что чеченцы лишь мешались под ногами Шамиля, армия которого состояла в большей степени из тавлинцев.