Не думаю, что армяно-азербайджанские переговоры завершатся крупным двухсторонним соглашением. Скорее мир станет побочным продуктом других программ: если блокада будет снята, начнется торговля, только после этого отношения будут постепенно, шаг за шагом, улучшаться. Тем не менее, я придаю большое значение подписанию мирного соглашения — это снизит напряженность в регионе и создаст предсказуемость в их отношениях, что очень важно. Подобное мнение выразила NovostiNk.net заслуженный профессор политологии и международных отношений колледжа им. Ричарда Б. Финнегана колледжа Стоунхилл Штата Массачусетс Анна Оганян.
«Сложно сказать насколько США реально заинтересованы в посредничестве и насколько большой у них аппетит. В целом факт американской заинтересованности очевиден и приветствуется, поскольку в системе международных отношений роль США заключается в создании безопасных, предсказуемых контекстов и условий для малых государств. И многие такие государства действительно связывают свою безопасность с Соединенными Штатами», — отметила она.
Тем не менее, профессор имеет сомнения относительно глубины и долгосрочности американского участия на Южном Кавказе, отмечая, что
на данном этапе политика США в основном имеет транзакционный, а не институциональный характер. Соответственно, пока что не ясно насколько Вашингтон будет вовлечен в армяно-азербайджанские отношения.
«Конечно, лучшим сценарием для нас было бы выдвижение США армяно-азербайджанских отношений на главный план регионального контекста, посредством углубления основы связей на всем Южном Кавказе, попутно надев на Алиева смирительную рубашку. США совместно с ЕС также могут создать региональную структуру, обеспечить финансирование, механизмы коммуникации, предоставить логистические решения. И самое главное сохранять давление на Азербайджан с целью удержать Алиева от агрессии в отношении Армении», — отметила Оганян.
Комментируя роль Турции в данных процессах, профессор отметила крайнюю заинтересованность Анкары в подключении к Срединному коридору через Армению даже в условиях наличия в ее распоряжении выхода через Грузию. Турция, по ее словам, пытается стать центром связей, развивать энергетическую инфраструктуру и обеспечить пролегание множества маршрутов через свою территорию. Однако, Азербайджан фактически не позволяет открыть армяно-турецкую границу, увязывая это с необходимостью подписания мирного договора с Арменией. Последнее же показывает не силу Азербайджана, а слабость Турции — будучи небольшим и внутренне слабым государством, Азербайджан все же способен влиять на Турцию, не позволяя ей формировать собственную политику на Южном Кавказе.
Карен Мирзоян
checheninfo.ru