ЧЕЧНЯ. «Духовным центром Нашхинцев был аул МоцIарха, где постоянно хранился их родовой котёл, считавшийся священным. На этом котле были написаны названия 63-х чеченских тайпов, вышедших из Нашха. "Многие чеченские тайпы считают себя выходцами из общества Нашха", - пишет А.Сулейманов в своей работе "Топонимия Чечни". "Нашха - местность, считающаяся родиной так называемых "чистых тайпов" (Армянская география, СПб, 1877.с.36).
Это этногенетический центр средневековых нахчиматиянов, населявших, по данным армянских исторических источников, юго-восток Чечни. В Нашхе есть места, указывающие на прямую связь этого общества с отдельными чеченскими тайпами, переселившимися на равнину несколько веков назад.
В ауле ХIийлах, расположенном на юге Нашха, у истоков реки Гехи, до сих пор сохранилась полуразрушенная жилая башня, называемая "Венда гIала". Она является родовой башней Гендаргенойцев. Есть древнее кладбище, которое до сих пор называют "Гендаргнойн кешнаш".
Гендаргеной - один из крупнейших чеченских тайпов. Выходцами из аула ХIийлах являются три брата; Нижало, ДIай и Бусо, основавшие три одноименных аула и ставшие родоначальниками трёх чеченских тайпов, входящих в тукхум ЧIeберлой.
Приблизительно в 500-х метрах вниз по течению реки Гехи, на левом берегу, к западу от аула XIийлах, находится местечко под названием "Бена кха", рядом находятся развалины древней жилой башни. Из этой башни переселился на восток предок Беноевцев, ставший родоначальником самого большого чеченского тайпа. В месте слияния Ч1армхойн-хи и реки Гехи, на правом берегу реки Гехи, сохранились развалины башни Сахан-г1ала. По преданию, она была построена братом Нашхо М1айсто, одним из сыновей Г1арби.
На правом берегу реки Гехи, в месте слияния двух рек, лежит ровное плато, которое называется «пхьанет1е». На северной стороне этого плато, ближе к Моц1арою, видны развалины ещё одной башни, которая принадлежала предку Аллеройцев.
В ауле Т1ийста имеются три полуразрушенные башни, одна из них принадлежала предку Ц1онтаройцев, вторая была родовым гнездом Дышнинцев. Старожилы так и называют их: «Ц1онтарочуьна хилла г1ала», «Дышночуьна хилла г1ала».
В местечке, называемом «Г1ов т1ехьашка», неподалёку от х. Къовхе, находятся развалины древнего строения – оттуда, по преданию переселились, три брата: Зумсо, Тумсо и Ч1аьнти.
В своей работе «Чеченский тайп в период его разложения» М. Мамакаев пишет: «Характерно отметить здесь и такую деталь, что нохчмахкойцы своей древней родиной считают Нашха (местечко в районе Галанчожа), хотя с незапамятных времен и живут на территории своего нынешнего поселения».
Этнограф Саидов И.М. в своей работе «Мехкан кхел» пишет: «По преданиям, все ичкерийские (Нохчмохкские) тайпы: Бенойцы, Белгатойцы, Дышни, Ц1онтаройцы, Эрсонойцы и др., от которых произошли и некоторые другие тайпы, являются потомками «родных братьев», «братство» это, согласно преданиям, зафиксированным и русскими исследователями досоветского периода, было закреплено ещё в Нашхе в период нахождения там общенахского Советами старейшин страны (Мехкан кхел)».
В своем историко-топографическом очерке «Ичкерия», написанном в 1869г., в описании наибства даргинского Ив. Попов приводит следующие данные: «Цонтари – выходцы из аула Нашахэ, первый из них, имя которого было Сунтар, основал цонтароевский аул лет 700 тому назад. Энокале – при реке Гудермес. Эно – выходец из Нашахэ, основавший здесь хутор лет 600 тому назад. Ялхой-мохк – при притоке р. Гудермес. Люди, основавшие аул этот лет 500 назад тому, – выходцы из Нашахэ. Ширды-мохк – при притоке р. Гудермес. Ширды– имя человека, вышедшего из Нашахэ лет 500 тому назад.Он поселился на свободной земле – мохк. Курчали (верхний)– два брата, вышедшие из Нашахэ, сначала поселились в Чебарлое, потом, лет 600 назад, они вышли в Ичкерию, пришли в аул Цонтари и, явясь к Висе Тинаеву, просили покровительства его, как человека сильного по положению в обществе. Вису принял их и указал им место, где ныне, при притоке р. Гудермес, расположен целый аул. Белгатоевская фамилия ведет свой род от Персыка. Персык – Сусик – Сулим– Хоура (первый выходец из Нашахэ) – Хасоя (основатель аула Белгатой) – Арсан – Бугалов – Арсан – Бугалов – Сатлак– Сеты – Бугалов – Арсан – Асанча – Хасан – Арсамбек – Бе-лакай – Бешиль – Чабай – Ыха – Автурхан…. Гордали – прир. Аксай.
Основавший аул этот был некто Гордал, вышедший в Ичкерию из Нашахэ лет 500 тому назад. Шуани (большие)– при притоке р. Гудермес. Основавший аул этот, лет 500 тому назад, был некто Шуан, выходец из Нашахэ. Аллерой – при р.Аксае. Вышедший из аула Нашахэ в Ичкерию некто Аллериш основал этот аул лет 600 тому назад». Эту работу Ив. Попов написал в 1869 году, и, соответственно, к тем датам образований ичкерийских аулов, что приводит Попов, сегодня надо добавить как минимум 140 лет.
Родоначальниками тайпа Эг1ашбатой были два брата: Эг1аш и Бета, которые переселились из горного общества Ц1еси. По рассказам старожилов, в Ц1еси они пришли из Нашха.
Генеалогическое древо другого очень крупного чеченского тайпа – Курчалой, входящего также в тукхум Нохчмахкой, тоже исходит из Нашха. Кушул – Курчалхан – Хьанбилхан – Ч1абалхан – Ч1айхан– Чергисхан – Бегал – Оку – Товла – Майла – Товболат – Темболат – Темирболат – Берса (первый проповедник ислама– 1561г.) – Т1урло – Аббас – Мохьмад-1ела – Муртаз1ела– Айдамар – Эдалгир – Баду…
Согласно родовому тептару, Айткаллинцы, Сесанойцы и Ишхой являются потомками Сада, который пришел из Нашхаи обосновался в местечке Г1удукх, что находится рядом с нынешним Саясаном. Генеалогическое древо Сесанойцев: Сада – Х1олчи – Хьашта – Нашхо (Такхмисар) – Гела – Ата– Айта (Айта является родоначальником тайпа Айткхеллой, брат Айти Ишхо является родоначальником тайпа Ишхой)– Байбаркъа (является родоначальником тайпа Сесанхой) –Хьашуркъа – Яшуркъа – Хьесалби – Ацми – Тунжулха – Г1аншо– Жама – Мурта – Жалбар – Вуьтарг – Т1елхиг – Т1ат1а – Хукли– 1усман – Герман – Ахьмад – Бойсхар.
Согласно преданию, Сада завещал потомкам до смены на новом месте семи поколений доставлять умерших в Нашха и хоронить на исторической прародине. Его завет потомками свято соблюдался».
Источники: Яхъяев Х. К истории Нашха - прародины чеченцев. Журнал "Нана", 2012 год
checheninfo.ru