Фото: Семь стариков, оставшихся в живых, жители аула Дарго и бывших наших противников 6-10-11 июля 1845 г. в даргинскую операцию (Сухарная экспедиция)». 2-я половина 19-го века
ЧЕЧНЯ. В истории Кавказской войны походы на Дарго — один из самых драматичных эпизодов, символизирующий упорное сопротивление чеченского народа и тяжёлые потери русской армии. Первый крупный провал произошёл в 1842 году, когда генерал Граббе, собрав мощный отряд из 12 баталионов пехоты, сапёров, казаков и 24 орудий, двинулся к Дарго. Однако, пройдя всего 22 версты за три дня и оказавшись в 20 верстах от цели, он был вынужден отступить под натиском чеченских отрядов во главе с Шуаиб-Муллой и Уллу-беем (Имам Шамиль в тот момент находился в Дагестане).
За шесть дней отступления армия потеряла 9 офицеров и 500 солдат убитыми, 57 офицеров и 1300 нижних чинов ранеными. В письме императору Граббе, полный отчаяния, писал:
«Отряд Вашего Императорского Величества... понёс важный урон... Я же, Великий Государь, слагаю голову свою к стопам Вашего Величества».
Три года спустя, в 1845 году, новый главнокомандующий на Кавказе — граф Михаил Семёнович Воронцов — решил исправить позор предшественника. Он собрал ещё более внушительные силы: свыше 22 батальонов, грузинскую пехотную милицию, 13 сотен конницы, 46 орудий и огромный обоз. Поход начался 31 мая из крепости Внезапной. Однако вместо быстрой победы армия столкнулась с новыми бедствиями.
Уже в горах Зуну-Меер («Холодная гора») войска оказались в лютом морозе — 6 градусов ниже нуля в июне! От холода замёрзли десятки солдат, 450 милиционеров получили обморожения, многие потеряли конечности, погибло до 500 лошадей.
Несмотря на это, 6 июля отряд всё же занял пылающее Дарго — но победа оказалась пирровой. Обратный путь стал настоящей катастрофой. Армия, истощённая, без сухарей и корма для лошадей, вынуждена была питаться кукурузой с полей у аула Шаухал-Берды. Раненых — 211 офицеров и более 3500 солдат — несли на носилках. Командир Навагинского полка Бибиков, раненный ранее, был убит чеченской пулей уже в лагере. Всего в этом походе погибли 3 генерала, 50 офицеров и 1338 нижних чинов.
Ироничная народная строфа того времени точно резюмировала оба похода:«И было два горя:
Граббе до Дарго не дошёл,
А Воронцов в Дарго пришёл».
Post scriptum. Оба похода продемонстрировали, что даже самая мощная армия не в силах сломить дух свободолюбивого народа, защищающего родную землю в условиях непролазных лесов, гор и сурового климата. Дарго остался символом сопротивления — не взятый ни огнём, ни холодом, ни голодом.
checheninfo.ru