65 лет прошло со дня окончания самой страшной и разрушительной из войн, которых когда-либо видело человечество. Ее ожесточенность объяснялось намерениями врага-носителя самой чудовищной идеологии – идеологии расового, этнического неравноправие людей, стремление закрепить новый миропорядок, согласно которому одни народы должны господствовать, а другие, неполноценные, должны быть либо уничтожены, либо довольствоваться райским положением. Поражение фашизма в той мировой войне, между тем не всех отрезвила. И по сей день в мире раздаются голоса тех, кто пытается очернить целые народы, повесить на них позорный ярлык предателей, изменников, бандитов, неполноценных.
Чечено-Ингушетия в ходе Великой Отечественной войны. Народ Чечено-Ингушетии, как отмечалось в докладе, внес достойный вклад в дело общей победы советского народа в этой войне. За все годы войны на фронте из республики было мобилизовано более 50 тыс. человек, из них свыше 30 тыс. были чеченцы. Более 17 тыс. человек записались в добровольцы и народные ополченцы еще в июне-июле 1941 года, около 50 % из них были чеченцы. Не стояли в стороне, как известно, и труженики тыла. Нефтепродукты из Грозного играли решающую роль в победах наших солдат в битве за Кавказ.
Излишне повторяться, рассказывая о тех тысячах выходцев из нашей республики, героически сражавшихся на всех фронтах войны.
Их имена и подвиги прозвучали и в ходе нашей сегодняшней конференции. Отмечу лишь, что ни одно крупное героическое сражение Великой Отечественной войны не прошло без участия в той или иной мере выходцев из нашей республики, будь это сражение в Брестской крепости в самом начале войны, сражение под Москвой, под Сталинградом, за взятие Берлина.
Депортация 1944 года в среднюю Азию и Казахстан. Тема Великой Отечественной войны обречена вечно остаться для чеченцев и ингушей в связи с другой темой, точнее, национальной трагедией, связанной с депортацией 1944 года в среднюю Азию и Казахстан.
Она, очевидно, никогда не потеряет свою актуальность, ибо ее всегда использовали и будут использовать различные недобросовестные авторы в конкретных политических и идеологических целях, когда вайнахам нужно напомнить: «Вы не очень-то воображайте из себя, мы хорошо знаем, что в Великой Отечественной Войне вы были на стороне Гитлера...»
Разумеется, провозглашенная с недавних пор в России демократия гарантирует своим гражданам свободу слова, каждый может иметь собственное мнение, в том числе и мнение на то или иное важнейшее историческое событие. Но одно дело – позиция частного лица, типа приборостроителя и сталиниста Пыхалова и совсем другое – важного государственного чиновника или автора статьи в энциклопедии, который говорит от имени государства. Речь в данном случае идет о подборке материалов, помещенный в специальном приложении к «Независимой газете» от 29 февраля 2000 года и о статье руководителя Департамента по делам национальностей Миннаца России профессора Николая Бугая под заголовком «Защитники и враги Чечни». Политика умалчивала о событиях 40-х годов, проводимая КПСС, ничего хорошего не принесла. Миннацовский чиновник пытается доказать, что хотя коммунисты деликатничали с чеченцами и ингушами, не называя их откровенно предателями, изменниками, врагами советского государства, факты говорят о многочисленных бандитских группировок в горах, которые воевали на стороне Гитлера и с нетерпением ждали, пока он выгонит из республики коммунистов.
Но таковой ли была ситуация на самом деле?Когда и откуда появились в горах Чечни, так называемые бандитские группировки?
Общеизвестно, что на окраинах постановления большевистского руководства выполнялись с особым рвением и пристрастием. Так произошло и в середине 30-х годов во время большевистской компании по коллективизации в сельском хозяйстве и раскулачивании зажиточных крестьян как классовых врагов. В кулаки записывали не особенно разбираясь, скольким братьям в большой семье принадлежит пара волов или лошадей, или какова производительность у так называемой водяной мельницы, которая в течении суток молола одни или два пуда кукурузного зерна. С 1935 по 1936 годы были записаны в кулаки и сосланы в Среднюю Азию и Сибирь по разным источникам от 20 до 60 тысяч семей, что явилось колоссальным ударом по народу, ибо народ лишился своей наиболее активной, энергичной, предприимчивой части. Но это трагедия, середина тридцатых годов предопределила другую, более страшную трагедию середины 40-х годов, и на прямую взаимосвязь этих двух трагедий ученым и творческим миром до сих пор не уделено должного внимания. Что в свою очередь не в последнюю очередь сказывается на повторяющихся попытках фальсификации истории и представления вайнахов предателями и изменниками родины и обоснованности процесса геноцида народа методом депортации.
Какая прослеживается прямая взаимосвязь между двумя трагедиями середины 30-х и середины 40-х годов? Почему эта взаимосвязь объясняет подлинный характер процесса беспрецедентного преступления сталинского режима против чеченского и ингушского народов? Дело в том, что из десятков тысяч раскулаченных и сосланных в ссылку семей многие, кто избежали гибели в тяжелых каторжных условиях, тайно бежали обратно в Чечню и Ингушетию. Этот процесс многим известен в селах республики на примере своих родственников. Однако тех, кого находила власть, тут же арестовывали и уводили в Грозненскую тюрьму, где, как правила, тут же расстреливали, сжигали и бросали в Сунжу. Так поступили, согласно архивным материалам из КГБ и свидетельство очевидцев тех времен в частности, с моим прадедушкой Гарчхановым Бирти, его братьями Умахаджи и Расухаджи. Такие примеры можно привести тысячами. Поэтому не все беглые каторжники – кулаки рисковали появиться в аулах, они прятались в горах и лесах, в так называемых тоьла (землянках) и жили годами изгоями общества. Иногда они совершали нападения на колхозный скот, на самом деле свой скот, насильно отобранный при коллективизации. Таких людей без права возвращения к мирной жизни было немало, и все они с началом Великой Отечественной Войны были записаны в политбандиты, в предателей и изменников родины, сочувствующих фашизму и Гитлеру.
Абсолютно понятно, что тысячи этих изгоев и понятия не имели что такое фашизм, какую идеологию проповедует Гитлер, и за какие ценности идет мировая война. Они знали одно – советская власть их обездолили, лишила всего, и у них нет возможности даже спокойно умереть в своих аулах под крышей собственных домов.
Не та правда, говорите? Но не такую правду о реальной действительности в Чечено-Ингушетии к началу Великой Отечественной войны хотят знать высокие чиновники из Миннаца, авторы энциклопедий, отдельные злопыхатели. Им очень хочется, чтобы те бедолаги с ярлыками кулаков, прятавшиеся в лесах и горных ущельях, а вместе с ними и весь вайнахский народ были предателями, изменниками, готовые в любое время продать свою большую родину. Этим фальсификаторам не хочется задумываться, а почему во время войны в Афганистане ни один чеченец или ингуш не стали предателями, не сдались в плен, не потеряли ни одной единицы оружия? Почему во время недавних войн чеченцы не выступили против России, хотя провокаторы оставляли громадное количество оружия, щедро финансировали из карманов известных московских олигархов?
Ведь в конечном счете сами чеченцы уничтожили заграничное бандподполье на своей территории, которая совершила открытую интервенцию в целях развала России. И чеченские отряды во главе с отцом и сыном Кадыровыми спасли Россию от грандиозной провокации, а не московские чиновники и борзописцы продолжающие клеветать на чеченский народ.
Трагедия, начавшаяся в середине 30-х годов и повлекшая за собой трагедию 40-х годов продолжилась и позже, став основной причиной восстания чеченского народа в начале 90-х годов прошлого века.
Восстановление ЧИАССР. В 1957 году, после восстановления Чечено-Ингушетии, люди стали возвращаться на Родину. Но в горные районы – Чеберлойский, Итум-Калинский, Шаройский, Галанчожский, Галашкинский и другие, их не пустили. Официальное объяснение – трудно налаживать экономику и социальную инфраструктуру; неофициальное – пускай уезжают, растворяются в бескрайних просторах СССР. Земля, где тысячи лет проживали горцы в своем привычном мире, была превращена в альпийские пастбища для равнинных колхозов и совхозов.Заросли бурьяном тысячи хуторов и десятки аулов. Редких смельчаков, которые осмеливались разводить огонь в остывших очагах родовых башен, отлавливали и бросали в тюрьмы. Жилища и овчарни каждое лето разрушались десятками бульдозеров. Война с «дикими хуторами» с разной степенью интенсивности длилась более тридцати лет, до начала горбаческой перестройки
Горцы оседали в предгорьях. Но фабрик и заводов здесь не строили. Чечено-Ингушский обком КПСС строго регулировал рост рабочего класса и коммунистов из коренного населения. Потому что, если бы коммунистов -чеченцев и ингушей стало больше, чем русскоязычных, то пришлось бы менять русскоязычное руководство обкома КПСС. Поэтому вплоть до 90-х годов в республике было 24000 коммунистов - русскоязычных, 12000 коммунистов - чеченцев, 2000 коммунистов - ингушей.
На работу в грозненские нефтеперерабатывающие и нефтехимические предприятия, которые составляли основу местной промышленности, вайнахов принимали крайне редко. Политика обкома КПСС была направлена на то, чтобы как можно больше чеченцев и ингушей выезжало из республики. Это была откровенная экономическая дискриминация коренного населения. Трусливые чеченские руководители боялись даже заикаться об этой проблеме, лишь бы им позволяли развивать свой коррупционный бизнес.
70 лет советской власти и Чечено- Ингушетия. Как верно подметил Тимур Дадаев в газете «Справедливость», ( №14-15, ноябрь 2002 г. ) «В течении более 70 лет советской власти и в целом с момента нахождения Чечни под властью России отбор членов «элиты» среди чеченцев, чаще всего, производился по регрессивной системе: чем беспринципней оказывался кандидат, тем больше у него было шансов попасть «наверх». А главное требование – не быть самостоятельным, не иметь чувство собственного, и не дай Бог, национального достоинства».
Чеченцы, не желая навсегда покидать Родину, освоили технологию отхожего промысла: летом целыми семейными бригадами выезжали на «шабашку», в основном на сельские стройки Казахстана и России, а зимой возвращались обратно. Этим видом промысла было охвачено 60-70% трудоспособного сельского населения республики, хотя коммунистическая пропаганда это всячески скрывала, а «шабашников» критиковала, ставила в один ряд с преступниками. Сама же власть трудоустройством населения практически не занималась. По этому поводу за более чем тридцать лет после восстановления республики руководством Чечено-Ингушетии не был принят ни один серьезный документ!
С упразднением Госплана СССР и прекращением финансирования из бюджета государства сельского строительства, сотни тысяч чеченцев, выезжавших десятилетиями на сезонные стройки, в один миг оказались безработными вдвойне: без работы у себя дома, без работы на чужбине... Именно эти люди, вдвойне обманутые и обделенные, (а их было сотни тысяч!) стали причиной социального взрыва в Чечне в начале 90-х годов. Разогрели людей, вывели их на площади также известные призывы из Москвы про гарантии суверенитета, а также те, что прозвучали после ГКЧП: «Восстаньте, люди, и всеми средствами, включая вооруженные, защитите молодую российскую демократию!» А вслед за этим подарили восставшим толпам горы оружия, о чем сотни раз уже сказано и написано, но никто не понес решительно никакого наказания. Кровавая судьба народа была в очередной раз предопределена!
С-Х. Нунуев, член Союза Писателей СССР, РФ, К.и.н., доцент ЧГУ
checheninfo.ru