ДАЙДЖЕСТ: |
Политико-философские категории "толерантность", "экстремизм", "межэтнические отношения", "государственно-конфессиональные отношения", еще недавно используемые преимущественно в научных и политических кругах, сегодня все более глубоко проникают в сферы быта, межличностного общения, все чаще обсуждаются в обществе. Конечно, большую роль в этих проявлениях сыграли системные социальные и экономические кризисы, общее падение культурного и образовательного уровня. Тем не менее, все больше и больше беспокойство вызывают и современные формы и методы нагнетания межэтнической напряженности в обществе, в том числе и публикации в СМИ, пропагандирующие ненависть и рознь. Они сегодня легкодоступны, их можно обнаружить на прилавках книжных магазинов, в сети Интернет, в средствах массовой информации.
В этом ряду особенно выделяется Интернет, который для современной молодежи является самым доступным, популярным и сравнительно простым способом невербального общения и получения необходимой информации. К примеру, как отмечалось на XXII Российском Интернет-форуме (РИФ, апрель 2008 г.), за 2002 – 2007 годы количество пользователей интернета в России возросло до 25 % населения (в то же время, в европейских странах этот показатель уже достигает около 70 %). За счет развития интернет-версий редакционных сайтов периодических изданий, а также появления «сетевых СМИ» (интернет-газет и журналов), информационно-пропагандистское воздействие Рунета (русскоязычного сегмента «всемирной паутины») на общественное сознание и настроения населения выросло в разы и по прогнозам специалистов в ближайшем будущем оно будет только возрастать. Отсюда вывод - профилактика экстремизма в сети Интернет - архиважная задача государства, и, в немалой степени, всего гражданского общества.
Такая постановка вопроса вполне оправдана, хотя бы потому, что глобальная технологизация общества привела к тому, что от информационных атак не защищена ни одна страна, вне зависимости от уровня развития экономики, обороноспособности, уровня жизни населения. Стало очевидным, что с помощью открытых электронных ресурсов могут, с одной стороны, выдвигаться и реализовываться вполне реальные угрозы, поддерживаться связь между членами различных объединений, а с другой стороны, эти ресурсы вполне могут и уже используются для пропаганды, направленной на распространение (в том числе) и националистической заразы. Уже и невооруженным глазом очевидно, что в стране наблюдается бесконтрольное распространение радикальных, ксенофобских и экстремистских идей, в том числе и через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и средства массовой информации, наблюдается также и рост преступлений по линии экстремизма и национальной нетерпимости.
Так, по данным Генеральной прокуратуры, если в 2005 г. По стране было зарегистрировано 136 преступлений экстремистской направленности, то уже в следующем году – уже 263. В 2007 г. – 356, в 2008 г. – 460, в 2009 г. – 548, и это число растет ежегодно, причем в данном случае речь идет только о законченных уголовных делах.
Более того, в МВД РФ уже зарегистрировано около 150 радикальных группировок, число участников которых, по экспертным оценкам, может достигать 60 тысяч.
Такая чрезвычайно ситуация, естественно, диктует и необходимость разработки адекватной и эффективной стратегии и тактики информационного противодействия, в том числе и через Интернет.
Решение этой задачи зависит не только от властных структур, но и от позиции политических партий, общественных объединений, граждан и всего гражданского общества в целом. Поэтому совсем не случайно, что в феврале 2011 года (как один из практических шагов на пути реализации этих целей и задач) Президент РФ Д. Медведев на выездном заседании Госсовета, которое прошло в Уфе, предложил усилить ответственность за разжигание межнациональной и межконфессиональной розни и вражды в интернете. Д. Медведев отметил, что межнациональные преступления в Сети "могут создавать основу для возникновения колоссальных конфликтов, включая самые тяжелые и иногда даже кровавые конфликты".
Конечно, заявленные проблемы уже могли бы стать основой для применения широкого спектра жестких санкций. К примеру, исходя из того, что киберэкстремизм составляет угрозу национальной безопасности, основными субъектами в области безопасности могли бы выступить спецслужбы и правоохранительные органы, которые вполне могли бы применить два важнейших инструмента – запрет деятельности экстремистских организаций и борьбу с финансированием их деятельности. Одной из форм таких мер могло бы стать и закрытие электронных ресурсов, пропагандирующих социальную нетерпимость по этническому признаку и экстремистскую идеологию. Соответствующая норма, по существу заложена в законы, к примеру, «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации» (опубликована 20 октября 2009 г. и Утверждена Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 5 октября 2009 года).
Между тем следует отметить, что любые крайности, резкие переходы от жестоких репрессий к мягкой, либеральной политике и обратно, как правило, лишь ослабляют политический режим. Колебания, отсутствие логики в действиях властей вызывают непонимание и неприятие в обществе. В этом случае санкции могут работать на экстремистские силы, а также на усиление и ожесточение конфликта. И потому вполне резонно встает вопрос не только о мерах правового и административного характера, но и о системной работе в сетях интернет, направленной на меры профилактического характера – иначе говоря, сумме усилий, направленной на то, чтобы не допустить событий, приводящих к межнациональным конфликтам. Это позволит обществу осуществлять эффективное противодействие использованию террористами и экстремистами возможностей Интернета, не прибегая к излишне грубому административному вмешательству и цензуре в Сети и сохраняя все ее положительные возможности для развития личности и общества.
В этом плане необходимо отметить, что Министерством по внешним связям, национальной политике, информации и печати ЧР делается немало. Так, по всем направлениям этой работы по поручению главы региона министерством задействовано 18 республиканских, городских и районных газет, 4 журнала, три радиостанции, две телерадиокомпании и несколько информационных агентств. СМИ Чеченской республики ни на один день не прекращают деятельность в русле перманентного информационно-пропагандистского ураганного шквала.
Так, в плане организации информационного противодействия сетях Интернет , Министерством по внешним связям, национальной политике, информации и печати периодически проводится веб-конференция на тему «Экстремизм в сети Интернет как социально-политический феномен», в ходе которой рассматриваются и разрабатываются формы и методы борьбы в этом направлении. Составлен каталог веб - ресурсов экстремистского толка. Следует отметить, что этот список регулярно обновляется и отслеживается. Составлена также и база данных видеороликов экстремистского толка в сети «Ю – туб». Эта база также регулярно отслеживается и прорабатывается на момент исключения материалов со страниц этого популярного видеохостинга.
Немаловажной представляется и системная работа по дискредитации ресурсов электронных ресурсов экстремистского толка и формированию в сети интернет недоверия поставляемым ими информационным сбросам и провокациям. Более того, на веб - ресурсах ЧР систематически и планомерно публикуются материалы, направленные на организацию противодействия экстремизму и национальной нетерпимости. Эти материалы публикуются не только на официальных сетевых ресурсах, но и в социальной сети, в которой организован целый ряд блогов и ЖЖ, ориентированных на организацию информационного противодействия во внешней информационной среде. Причём акцент в этой актуальной работе делается не на «валовый» поток, а на качество, на новые, более эффективные формы и методы идеологической работы.
Положительный эффект в реализации поставленных целей и задач в этом направлении дает и ежегодный конкурс «Золотой сайт «Ченета», в ходе которого удалось наладить прямые контакты с администраторами наиболее заметных в «Ченете» интернет - ресурсов. Итогом этой работы стало не только объединение наиболее лояльных сайтов, но и формирование актива администраторов чеченских веб - ресурсов, с которым проводится работа пропагандистского характера. Так, в итоге согласованных и продуманных действий удалось вычистить целый ряд чеченских сайтов от материалов экстремистского и националистического характера.
Кроме того, с целью увеличения присутствия чеченских ресурсов в сети интернет и формирования позитивного имиджа республики проводится системная работа по организации официальных сайтов наиболее важных чеченских СМИ. На данный момент уже запущены и работают в сети интернет ресурсы практически всех периодических изданий Чеченской Республики.
Проводится также и активная работа по созданию и размещению в сети Интернет видеороликов духовно-нравственного содержания. Неординарным, но очень эффективным шагом в воспитательной работе с молодежью явилась также в свое время и установка в общественном транспорте мониторов и трансляция по ним данной продукции. К слову, эта форма работы по духовно-нравственному воспитанию ставилась в пример и другим регионам России. Так, о ней в СМИ неоднократно высказывались ведущие политики и представители общественных организаций страны (депутатами Госдумы, Совета Федерации), писатели, журналисты.
Большую роль в этой работе сыграл и перевод республиканского телерадиоканала «Грозный» на спутниковое вещание, осуществленный при активной поддержке Президента Чеченской республики воплотилась в жизнь и генеральная стратегия министерства Чеченской республики. Это не только расширение поля вещания республиканского телерадиоканала, но и, прежде всего, уникальная возможности в формировании нового имиджа региона во внешнем мире. Теперь телерадиокомпания «Грозный» , с учетом того, что диапазон вещания охватывает весь мир и ведется в круглосуточном формате, без преувеличения является одним из лидеров на рынке информационных услуг в Южном Федеральном округе.
Немаловажную роль в информационно-пропагандистском сопровождении работы в этом направлении играют и республиканские Интернет-ресурсы, включая подведомственное министерству - информационное агентство «Грозный-информ» и информационный проект «ChechnyaTODAY» . Последний проект стал своего рода серьёзным рывком в деле информационной открытости. Целью проекта является создание информационной среды, способствующей образовательному, культурному и духовному развитию граждан Чеченской Республики и освещение позитивных процессов, происходящих в республике. Помимо многочисленных публикаций и всех соответствующих современным сайтам разделов и собственного форума, сайт «СhechnyaTODAY» транслирует на весь мир «Грозненское радио» и новости двух государственных телеканалов Чеченской Республики. На ресурсе транслируются и видеоролики социального характера, основная тематика которых – противодействие терроризму и экстремизму, духовно-нравственное воспитание, пропаганда здорового образа жизни, противодействие распространению наркомании.
Следует отметить также и то, что сетевые ресурсы министерства Чеченской республики по внешним связям, национальной политике, печати и информации нередко организовывают также и «круглые столы», конференции, семинары, дискуссионные клубы и встречи по рассматриваемой теме с привлечением самых разных категорий и групп населения.
В то же время, несмотря на большую работу, проводимую министерством в плане организации противодействия информационной агрессии в ЧР и нагнетанию межнациональной нетерпимости со стороны интернет - ресурсов экстремистского толка, налицо необходимость целенаправленного формирования в республике информационной и организационной политики, способной предпринять контрдействия, направленные на радикальное изменение ситуации в этом направлении. Следовательно, встает вопрос об организации системы мер противодействия информационным сбросам и диверсиям и принятия некоего плана информационного противодействия.
В этой связи министерством рассматривается перспективный план, в котором с учетом общественно – политической ситуации предлагается инициирование рассмотрения в судебном порядке вопроса о правомерности свободного доступа пользователей Чеченской Республики к веб-ресурсам террористической и экстремистской направленности. При чем этот вопрос предлагается рассмотреть не через два-три ресурса, а в комплексе – по целому пакету одиозных сайтов. Кроме того планируется инициирование проверки органами прокуратуры ряда сайтов экстремистского толка на предмет их соответствия требованиям принятого Государственной Думой и одобренного Советом Федерации Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (с изменениями от 27 июля 2006 г., 10 мая, 24 июля 2007 г., 29 апреля 2008 г.) .
Отсюда вытекает необходимость инициирования перед законодательным органом вопроса о признании всех веб-ресурсов средствами массовой информации. Решение этого вопроса привело бы эти ресурсы к обязательству соблюдать закон о СМИ. Причем не важно, что это - форум, чат, сайт, портал, виртуальный магазин или почтовый сервер. После решения этого вопроса, если информация будет признана компетентными органами противоправной и несоответствующей законодательству, веб-ресурс может привлекаться к уголовной или административной ответственности.
Представляется также актуальным и разработка обучающих программ о культуре, традициях и обычаях народов, населяющих Чеченскую Республику и введение их в национально-региональный компонент образовательных программ электронных СМИ. Важно также и помимо создания вышеообозначенного банка данных субъектов профилактики экстремистских проявлений и банка наличия социально-значимых программ и проектов, направленных на формирование гражданского мира. Возможны и необходимы также проведение электронных дистанционных семинаров по проблемам профилактики экстремизма, проведение исследований и подготовка аналитических докладов по исследуемой ситуации и т.д.
И, пожалуй, самое главное - эта стратегия определяет содержание согласованных действий именно всех органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и организаций с целью дальнейшей разработки программ, проектов и мероприятий, направленных на ее реализацию, главным результатом чего должно стать создание правового пространства, свободного от проявлений экстремизма; консолидация общества на основе согласия и взаимной ответственности, а также устойчивое неприятие в обществе к любым проявлениям экстремизма, приоритет духовно-нравственных, гражданских и культурных ценностей в деятельности органов государственных власти, местного самоуправления, политических, общественных, религиозных и других организаций.
Л. Гудаев
АЗЕРБАЙДЖАН. Российский наставник передумал покидать азербайджанский футбольный клуб
АЗЕРБАЙДЖАН. День национального возрождения отмечается в Азербайджане
АЗЕРБАЙДЖАН. Лейла Алиева приняла участие в круглом столе по охране Каспийского моря на COP29
СЕВАСТОПОЛЬ. Бастрыкин потребовал отчет по делу о теракте в Севастополе
АБХАЗИЯ. Не опасно ли сейчас ехать в Абхазию: все, что нужно знать туристу о ситуации в республике
Участников Парламентской встречи на COP29 пригласили на Невский экологический конгресс
АБХАЗИЯ. Абхазская оппозиция не уходит из правительственных зданий в Сухуме
АБХАЗИЯ. Кризис в Абхазии: власти и оппозиция продолжат переговоры завтра
Русско-осетинский словарь для школьников создали в Северной Осетии