ДАЙДЖЕСТ: |
Вахит Бибулатов, главный специалист-эксперт Архивного Управления ЧР
После публикации статьи «Славный Бейбулат – гроза Кавказа» в газете «Вести Республики» в № 149 (831) за 7 августа этого года, читатели поделились со мной некоторой дополнительной информацией о Бейбулате Таймиеве (две легенды), которая не печаталась в СМИ. Человек, поведавший мне первую легенду, пожелал остаться инкогнито, по некоторым причинам.
Это легенда об образовании плоскостного села Белгатой: «Во времена Бейбулата Таймиева, когда он был в походе, мать и сестра находились в селе Чечен-аул (как и сам Бейбулат, его семья вела передвижной образ жизни). Во время его отсутствия сестру Бейбулата украли грузины, чтобы породниться с именитым человеком, но сельчане не погнались за похитителями и не отбили ее. Когда ему сообщили эту весть, Бейбулат разгневался. Он послал гонца в Чечен-аул с такой вестью: «На ваше село пал позор: в мое отсутствие вы не защитили мою сестру. К моему возвращению готовьтесь в поход на Грузию, чтобы отбить мою сестру, а если кто не согласен со мной, пусть покидает село». Бейбулат отнял свою сестру у грузин, а те из сельчан, кто не захотел ему помочь, перешли реку Аргун и обосновались на том месте, где сейчас находится село Белгатой, другие же распределились по другим селам. Уже позже, в недалекие времена, к ним спустились белгатоевцы и бильтоевцы из горного села Белгатоя. Есть потомки чеченаульцев и в Надтеречье».
Вторая легенда - о пребывании Бейбулата Таймиева в гостях у черкесского князя. Ее мне рассказал Идрисов Магомед, сотрудник Архивного Управления: «В комнатах того черкесского князя были развешаны всевозможные виды оружия: холодного и огнестрельного. Хвалясь своей богатой коллекцией, князь, говорят, спросил у гостя, какое оружие из нее самое лучшее? Самое лучшее оружие это то, которое в нужный момент окажется под рукой, ответил Бейбулат. Пока, он гостил у князя, на дворе стемнело. Настало время ночной молитвы, и Бейбулат вышел с кумганом во двор, чтобы подготовиться к омовению. Оказывается, хозяин дома держал льва, чтобы охранять свой двор, и выпускал его ночью, а Бейбулат об этом не знал. Так вот этот лев напал на гостя, когда тот вышел ночью. Хозяин же не знал, что его гость вышел из дому. Когда на безоружного Бейбулата напал лев, он сунул в открытую пасть льва кумган и глубоко затолкал его. Лев от испуга ретировался, на шум во дворе сбежались хозяин и его родня. Говорят, что после извинений перед гостем, черкесский князь сказал, что он понял смысл предыдущего ответа Бейбулата на его вопрос о предпочтении вида оружия: действительно, лучшее оружие – это то, которое в нужное время есть под рукой и Бейбулат это доказал на деле».
«Одним из самых замечательных образов чеченского героического эпоса был и остается Таймин Биболат. Чеченские илли прославляли мужество, благородство, щедрость, гостеприимство, верность дружбе и слову, патриотизм «именем прославленного Таймин Биболата», - читаем мы в источнике, посвященном этой легендарной личности. Прошло два с лишним века со дня рождения народного героя, но память о нем и его преданных соратниках: Мадин Жаммирзе, Зайтан Шихмирзе, Жумин Актуле, Элмарзе и Жанхоте не померкла в сердцах благодарных потомков.
Бейбулат Таймиев родился в 1799 году в семье колесного мастера Тайми из тайпа Билтой в одном из хуторов Шалинского общества. Это было время, когда Чечня находилась под огромным влиянием прошедшей национально-освободительной войны народов Северного Кавказа 1785-1791г. под руководством имама Шейха Мансура (Ушурмы) из Алдов.
Итак, что еще известно нам о Бейбулате Таймиеве?
Вот как отзывались о Бейбулате Таймиеве его современники из России.
Военный писатель, штабс-офицер Кавказского корпуса подполковник И.Т. Радожицский в своем повествовании «Походные записки артиллериста в Азии с 1829 по 1831г.» писал: «В парадном каре я нарочно ездил смотреть Бейбулата (во время пребывания Бейбулата в Тифлисе у графа Паскевича), который со своими чеченцами (их было 30 всадников) стоял верхом на правом фланге сводно-линейного казачьего полка… Это человек среднего роста, довольно толстый, пожилой, с багровым лицом и темно-красной круглой от ушей бородкой: глаза небольшие, быстрые. В физиономии нет ничего отличительного, кроме лукавства и скрытности… Шапка на Бейбулате была простая и кафтан обыкновенный… При Бейбулате было два почетных товарища, побогаче его одетые: один с добрым лицом, а другой смотрел тигром… Кроме этих двух при атамане разбойников находился его оруженосец, молодой мальчик или женщина, в богатой одежде, круглым щитом за спиной и с двумя пистолетами за поясом, державший трубку и кисет своего повелителя».
Отмечается, что когда на данном приеме граф Паскевич вышел к гостям, все князья – представители кавказских народов, сделали поклон графу. Лишь один Бейбулат и его отряд стояли гордо и с достоинством, не кланяясь. В своем очерке «Путешествие в Арзрум» А.С. Пушкин писал: «Славный Бейбулат, гроза Кавказа, приезжал в Арзрум с двумя старшинами черкесских (чеченских – Д.Х.) селений, возмутившихся во время последних войн. Они обедали у графа Паскевича. Бейбулат – мужчина лет тридцати пяти, малорослый и широкоплечий. Он по-русски не говорит или притворяется, что не говорит. Приезд его в Арзрум меня очень обрадовал: он был уже мне порукой в безопасном переезде через горы в Кабарду».
В своих корреспонденциях в «Тифлисских ведомостях» сосланный на Кавказ декабрист В.Д. Сухоруков, повлиявший на мнение Пушкина о Бейбулате, назвал Таймиева «славным разбойником, умным и предприимчивым удальцом,.. воскресившим во глубине Кавказа дела Стеньки Разина».
14 июля 1831 года, неподалеку от царского укрепления Ташкичу, Бейбулат был убит из засады. В официально распространенной версии указывалось, что он был убит своим кровником, князем Сали (сыном убитого в 1825 году Бейбулатом кумыкского князя Мехти-Гирея). По преданию, Бейбулат был похоронен на одном из кладбищ у хутора Даьнги-юрт (ныне хутор сросся с селением Илисхан-юрт Гудермесского р-на). Но остаются темные пятна в жизнеописании народного героя относительно его места захоронения и наличия у него семьи…
В вышеназванном труде, на странице 18-й, написано: «Спешу сообщить приятное известие: прибыли ко мне в Тарку из Чечни начальники чеченцев числом в 120 человек. Бейбулат, главный из них начальник, поручил мне сына своего аманатом, а я поручаю ему взять в Чечню сына моего Шахбаза… Надеюсь, что после сего жители Кавказа будут жить спокойно». По этим данным выходит, что у него был сын.
Далее. В своей статье (журнал «Вайнах», №3, 2008г.) «Тайна рождения поэта» Марьям Вахидова пишет: «История не оставила свидетельств о его личной жизни, а это значит, что он так и не женился и не имел других детей, кроме Михаила! (Здесь автор имеет в виду русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова). Остались же сведения о сестре Бейбулата Жансари, которая стала второй женой Кунта-хаджи». Спешу оспорить утверждение Марьям Вахидовой (хотя с неподдельным интересом читаю ее статьи) относительно того, «что он так и не женился и не имел других детей, кроме Михаила».
…В середине июля мне позвонил знакомый односельчанин, Дадаев Саид (учитель и большой любитель истории нашего края), и сказал, что у него есть для меня интересная новость - нужно встретиться. Это благодаря его активной деятельности во главе школьной группы «Поиск» удалось в Новых Атагах увековечить память о 143-х ветеранах ВОВ, установив им мемориал в центре села в 1990 году. После нашей встречи Саид объяснил мне, что когда год назад его друг, Яндарбаев Магомед, и группа молодых ребят расчищали старое кладбище от древних чуртов столетней (и более) давности, они наткнулись на памятник (чурт) самого легендарного Бейбулата Таймиева.
Магомед попросил ребят не трогать этот камень. Потом сообщил человеку из тейпа Билтой, что нашел захоронение их легендарного собрата, но тот в то время был очень занят, потом про эту проблему на время забыли. Через некоторое время на кладбище пошла другая группа ребят для расчистки территории, и они свалили этот чурт вместе с другими в общую кучу. Прошел год, пока Магомед сообщил о чурте Бейбулата Саиду Дадаеву. Через неделю после встречи с Саидом мы, вооружившись ломами, пошли на кладбище, где лежат эти чурты, чтобы их исследовать. После расчистки грейдером территории старого кладбища там растет один репейник в рост человека. В гуще этих репейных зарослей и лежали эти две большие кучи надгробий. Мы пригласили, в качестве специалистов арабской письменности, того же Яндарбаева Магомеда и ученого алима Хаджимурадова Ибрагима.
Кстати, недавно Хаджимурадова Ибрагима избрали кадием села. Он еще очень молод (30 лет), но уже успел заслужить уважение односельчан своей ученостью и многими добродетелями. К нашему удивлению, вместо ожидаемого надгробия самого Бейбулата, мы нашли сразу два чурта его дочерей. Я попросил Хаджимурадова Ибрагима перевести текст. А потом и переписать его для меня. В зависимости от срока давности, тексты на камнях были высечены разными способами – от примитивной работы (типа клинописи), до сложной (когда буквы выгравированы и четко выступают на камне). Чурты, которые мы нашли, по времени были древнее прочих.
На одном из этих надгробных камней Ибрагим прочел следующее: «Это могильный камень усопшей Дусры – дочери предводителя ДегIаста Бибулата сына Таймы. Да простит им Аллах! Дата смерти 1296 г. по хиджре (1872 год)». Или в переводе на чеченский язык: «ХIара ДегIастара имаман Таймин Биболатан декъал хилчу йоIан Дусрин чурт ду. Дала гечдойла царна! Декъал хилла хан 1296 шо хиджрехь (1872-гIа шо)». На другом камне Ибрагим прочел текст такого содержания: «Усопшая Карха – дочь предводителя ДегIаста Бибулата сына Таймы. Да простит им Аллах. Амин! Дата смерти 1289 г. по хиджре (1879 год)» или в переводе на чеченский язык: «Декъал хилларг ю Карха – ДегIастара имаман Таймин Биболатан йоI. Дала гечдойла царна. Амин! Декъал хилла хан 1289 шо хиджрехь (1879-гIа шо)».
Есть в селе Новые Атаги представители тейпа гендаргеной (Берси некъе), которые живут возле большой мечети (Берсановы, Исмаиловы и Эдиловы). Представитель этого тейпа Эдилов Лом-Али рассказал мне (по рассказам их стариков), что одна из дочерей Бейбулата была замужем за их предком по имени Баьччи.
В нашем селе с давних пор проживает небольшое общество тайпа билтой. Первоначально представители этого тайпа жили рядом с этим кладбищем по соседству с обществом тайпа гендаргеной (сингалхой некъи), но, из-за какого-то конфликта с ними в прошлом, перешли к центру села. Видно, их предки тоже имели какое-то родство с Бейбулатом Таймиевым, если здесь захоронены обе его дочери.
Представитель тейпа гендаргеной (сингалхой некъи) – Яндарбаев Магомед, рассказал своему другу Саиду Дадаеву легенду о Бейбулате, которую он слышал от стариков, а Саид, в свою очередь, пересказал ее автору этой статьи: «Когда Бейбулату Таймиеву было четырнадцать лет, отец отправил его пасти, в порядке очереди, общественное стадо. Возвращаясь вечером домой со стадом, Бейбулат увидел плачущих женщину и молоденькую девушку. Бейбулат спросил у них причину их горести. И мать девушки ответила, что скоро им выдавать дочку замуж, а приодеть ее не во что. И Бейбулат, не раздумывая, отдал этой женщине самую упитанную буйволицу, которая принадлежала им. Когда он пришел домой и отец обнаружил, что лучшая буйволица из его домашнего скота не вернулась с пастьбы, он удивился и спросил: «Как ты, сын мой, умудрился потерять именно нашу буйволицу?» – Бейбулат промолчал, но потом все объяснил дяде по матери, а тот – отцу Бейбулата. Тайми, узнав причину «пропажи», похвалил сына за его поступок».
(Кстати, Магомед Яндарбаев нашел среди надгробий также чурт своей прабабушки.)
Мы пока не нашли чурт самого Бейбулата. Но Яндарбаев Магомед уверяет нас в том, что он своими глазами видел его и читал запись на нем. Возможно, легенда о том, что он похоронен на одном из кладбищ Даьнги‑юрта, придумана была в те времена для того, чтобы враги Бейбулата не надругались над его могилой. Когда я поинтересовался о семье Бейбулата Таймиева у историка Духаева Адама, он проинформировал меня о том, что, по его данным, у того было два сына (имя одного, вроде, было Биба), их потомки живут у них в Надтеречье, и он собирается писать о них статью. Я надеюсь, что, благодаря этой статье, энтузиазму и помощи со стороны способствовавших этому открытию Саида Дадаева, Магомеда Яндарбаева и Ибрагима Хаджимурадова (кстати, никто из нас не относится к тейпу билтой) – мы внесли свою небольшую лепту в раскрытие новых фактов, свидетельств о семье этой известной исторической личности.
Бесспорно, Бейбулат Таймиев, воспетый нашим народом в илли – заслуживает увековечивания. Помимо описанных выше качеств, он был и большим дипломатом. В своей резиденции в Тифлисе его с почетом принимал сам Паскевич – наместник России на Кавказе. Бейбулат хотел остановить войну с Россией, заключить мир, получить самоопределение Чечни в ее составе, но царская администрация не считалась с его доводами, так как у нее были свои взгляды и планы на судьбу чеченского народа. Нет в Чечне ни одного известного села, чтобы в Кавказскую войну его не уничтожали по нескольку раз, а иные села вообще исчезли с лица земли. У войны – свои, не поддающиеся здравому смыслу и разумному объяснению, законы.
Мы знаем из исторических документов, какой жестокий беспредел творили царские войска в отношении нашего народа. Иногда, чтобы отдать карточный долг, пьяные офицеры во главе карательных отрядов внезапно, под покровом ночи, нападали на какое-нибудь село и выжигали его, вырезали жителей, даже женщин и детей, и уносили с собой ценную добычу. Бейбулат и подобные ему герои отбирали нажитое неправедным путем у тех, кто пил кровь их народа, кто творил беззакония и жестокость в отношении его. А то, что они отбирали у царских сатрапов, они раздавали до последнего обездоленным.
Через трудные, трагические годы истории чеченский народ бережно пронес благодарную память о своих героях, среди которых имя Бейбулата Таймиева всегда служило символом мужества и преданности Родине.
Позже я узнал, что на территории кладбища во время выселения чечнцев в Среднюю Азию сделали конюшни и использовали могильные камни в качестве фундамента. Видимо, основная часть этих разбросанных на кладбище чуртов, среди которых мы нашли и надгробные камни дочерей Бейбулата Таймиева, извлечены из фундамента той старой конюшни (она еще некоторое время функционировала после возвращения новоатагинцев из ссылки на родину). Об этом мне поведал житель села, Хакимов Сайпудди. Надеюсь, что этими изысканиями заинтересуются специалисты – пока еще сохранились материальные памятники.
АСТРАХАНЬ. Депутаты Думы Астраханской области поддержали ряд изменений в налоговое законодательство
АСТРАХАНЬ. 68% бюджета Астраханской области на 2025 год направят на социальную сферу
СЕВАСТОПОЛЬ. Проект севастопольской школы стал победителем Конкурса родительских инициатив
КБР. В КБР обсудили строительство объектов социальной инфраструктуры
СЕВАСТОПОЛЬ. В Севастополе 112-летие Качи ознаменовали созданием Аллеи памяти и славы