Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

Слово о кумыках в Чечне



Просмотров: 5 660Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:

Слово о кумыках в ЧечнеВ Чеченской Республике бок о бок, одной семьей живут представители разных национальностей: чеченцы и ингуши, кумыки и ногайцы, татары и турки-месхетинцы, и многие другие. Мы общаемся друг с другом каждый день, приветствуя словами «Ассаламу Алейкум!». Но зачастую очень плохо знаем культуру и традиции другого народа, его историю и ментальность. В данном материале мы расскажем о другом братском народе – кумыкском. Попытаемся восстановить историю, используя научные факты. Для начала ответим на следующий вопрос: 

Кто такие кумыки?

Кумы́ки (самоназвание: къумукълар) — тюркоязычный народ, один из народов Дагестана, компактно проживает в Северной Осетии и у нас, в Чеченской Республике (с.Виноградное и с.Брагуны). Кумыки говорят на кумыкском языке, принадлежащем к кыпчакско-половецкой подгруппе кыпчакской группы тюркских языков. Кумыкский язык является одним из старописьменных литературных языков Дагестана. Среди диалектов кумыкского языка выделяются кайтагский, буйнакский и хасавюртовский, причём два последних легли в основу литературного кумыкского языка. На протяжении XX века письменность кумыкского языка менялась дважды: традиционная арабская графика в 1929 году была заменена сначала латинским алфавитом, затем в 1938 году — кириллицей. Среди кумыков распространён также и русский язык. Они исповедуют ислам суннитского толка. Большинство кумыков принадлежат к шафиитскому мазхабу, часть — к ханафитскому.


В формировании кумыков определенную роль сыграли племена киммерийцев (до нач. 7 в. до н. э.), скифов (8-3 вв. до н. э.), позднее - тюркоязычные племена (в т. ч. кыпчаки-половцы, передавшие аборигенам свой язык) и др. Первые упоминания этнонима «кумык», встречаются у античных авторов Плиния Старшего (1 в. н. э.), Клавдия Птолемея (2 в. н. э.) и др. Окончательное формирование их как этноса происходило в 12-13 вв. К 18-19 вв. на территории расселения кумыков существовало несколько политических образований: Тарковское шамхальство, Мехтулинское ханство, Эндиреевское, Костекское и Аксаевское владения. Южные кумыки входили в Кайтагское уцмийство. Особое место занимал Тарковский шамхал (шавхал), его называли валием (т. е. владетелем) Дагестана, обладавший неограниченной властью. С 16 в. устанавливаются тесные торговые и дипломатические отношения кумыков с Россией, которые усилились с постройкой Терского города (1589) в устье Терека. В начале 17 в. Кумыкия была присоединена к России. После образования Дагестанской области (1860, центр - г. Темир-Хан-Шура) фактически ликвидируется политическая власть шамхала и ханов. Вместо прежних владений были созданы округа: из Кайтагского уцмийства и Табасарана был образован Кайтаго-Табасаранский округ, из Тарковского шамхальства, Мехтулинского ханства и Присулакского наибства - Темир-Хан-Шуринский округ Дагестанской области, на территории Эндиреевского, Аксаевского и Костекского владений образуется Кумыкский (позднее - Хасавюртовский) округ Терской обл. Во 2-й половине 19 в. кумыки представляли собой относительно высококонсолидированный народ с развитыми этническими признаками.


Проникновение ислама в Кумыкию

Распространение ислама в Дагестане, а значит и среди кумыков, большинство которых живет именно на этой территории, началось в VII веке, в ходе войн между арабами и Хазарским каганатом. С этого времени известны первые поселения арабов в районе Дербента, которые открыли новую страницу в истории народов не только Дагестана, но и Северного Кавказа в целом. Дальнейшее распространение ислама в Дагестане происходило на фоне прокатывавшихся по его территории нашествий иностранных завоевателей - от татаро-монголов до иранских шахов. К XV веку большая часть местного населения была мусульманами. В ХVI в. завоевания иранских шахов частично привносят на Кавказ ислам шиитского толка. В XIX в. часть территории Дагестана в ходе Кавказской войны вошла в состав имамата Шамиля. Прошло всего лишь 10 лет со смерти Пророка Мухаммада (с.а.с), как мусульманские войска под командованием Абдурахмана ибн Рабийи подошли к Дербенту и близлежащим районам. Заняли их и, обосновавшись там, начали совершать походы в Кумух, Кайтак, Табасаран, которые они обложили налогами и заселили переселенцами.


На первом этапе ислам не получил широкого распространения, но мусульмане заложили основы для дальнейшего процесса исламизации, была выстроена система рибатов, это укрепленные поселения, из которых мусульмане несли знамя Таухида народам Дагестана.


Второй этап распространения ислама в Дагестане связан с захватом Дербента в 1067 г. сельджуками под предводительством Сау-Тегина. О кумыках в начале и середине XI в. упоминают сельджукские источники и Махмуд Кашгарский. Эпитет же "гази" ("воители за веру") кумыки получили не ранее XI в. Мусульманами же они стали в период сельджукских завоеваний. Сельджукский период в истории Дагестана характеризуется тесными контактами мусульман Дагестана со странами Востока. Знаменитый визирь Мелик-шаха Низам ал-Мулк (1092) основал медресе ан-Низамийе, в котором получили подготовку многие дербентские богословы, правоведы и суфии. Все это создало условия для бурного распространения суфизма в этих областях, так как сельджуки весьма благосклонно относились к идеям суфизма, поскольку ислам среди тюрок в степи распространялся именно суфиями.
Насколько мы можем ныне судить на основании источников, окончательное принятие кумыками ислама состоялось, очевидно, в период между 1064-1131 гг. Но еще в середине XIII в. (1242/43 гг.), в период монгольских завоеваний и в "списке покоренных монголами народов"

 

Плано Карпини, кумыкский этноним фигурирует без эпитета "гази". Это и естественно, ибо эпитет "гази" к их самоназванию, скорее всего, прибавился в период утверждения ислама в качестве официальной религии в Золотой Орде в правление Узбек-хана (1312-1342 гг.), к имени которого также приставлялось мусульманское почетное имя "гази". Очевидно, кумыки, будучи народом, принявшим ислам задолго еще до вхождения в состав Золотой Орды, в период религиозной реформы Узбек-хана в XIV в. проявили себя ревностными "воителями за веру", сыграв среди народов Северного Кавказа, по выражению венгерского востоковеда А. Вамбери, "роль распространителей веры". С XIV в., очевидно, и закрепилось за ними почетное их название "кази-кумуки". Это подтверждается и тем фактом, что в конце XIV в. в составе Золотой Орды, как свидетельствуют исторические источники, существует административная область, населенная кумыками - "Гази-Кумуклуг вилаети" ("Область гази-кумуков").

Феодалы против шариата


Распространению ислама среди кумыков препятствовали местные феодалы. Почему же кумыкские феодалы так упорно придерживались адатов и отказывались внедрять шариатское правосудие? Причины этого упорства крылись отнюдь не в идеологических или национально-патриотических мотивах. Дело было в том, что феодалы с внедрением шариата полностью теряли свою безграничную власть над народом и финансовыми ресурсами, лишались возможности чинить произвол, самостоятельную расправу и беззаконие. Шариат нес невыгодную для них справедливость, которая делает всех равными перед законами Аллаха.


Как пишет генерал Комаров: "Сохранение адатов было выгодно для самих правителей, которые нашли в них поддержку и упрочение своей власти. Также хочется обратить на следующий факт, феодалы в начале колонизации Кавказа активно боролись с царизмом, но в первой половине XIX века кумыкская аристократия активно поддержала его».
Но простые люди были на стороне тех, кто противостоял царизму. Во времена Кавказской войны кумыки были в войске имама Шамиля.

Кумыки сегодня

Они являются наследниками богатой и оригинальной национальной культуры, имеют развитую литературу, фольклор, искусство. Из среды кумыков и их предков вышли выдающиеся ученые, поэты, писатели, полководцы Сулейман ибн Дауд Саксини Сувари (ХII в.), Исхак ибн Кундаж ал-Хазари (IХ в.), Умму Камал (XV в.), Мухаммад Аваби Акташи (XVII в.), Али-Кули-хан Валех Дагестани (XVII в.), Багдад Али (XVII в.), Кадир-Мурза (XVII в.), Йырчы Казак (XIX в.), Мухаммат Османи, Девлет-Мурза Шейх-Али, Абдурахман Атлы Боюнлу (XIX в.), Абусупьян Акай, Нугьай Батырмурза, Манап Алибек (ХХ в.). Поэт и кинорежиссер, отец и сын Тарковские. В науке известны Мурад Капланов, Мужаид Хангишиев, Рашид Аскерханов, Сакинат Гаджиева и многие другие. Ныне в науке и образовании трудятся более 250 докторов и кандидатов наук кумыкской национальности, среди них 4 академика. 3 вуза Республики Дагестан возглавляются представителями кумыков. Большой отряд писателей, деятелей искусств, среди которых известны имена Анвара Аджиева, Барият Мурадовой, Исбат Баталбековой, прославивших свой народ.


Кумыки отличились и в спорте, выдвинув из своей среды немало выдающихся спортсменов-борцов вольного стиля, как Ал-Калыч, Сали-Сулейман, Кази-Бек, братья Насруллаевы, Сайпула Абсаидов, Магомед-Шапи Абушев, чемпионы Олимпийских игр.


На территории Чеченской Республики представители этого народа работают во всех сферах хозяйства и экономики, в системе образования. Руководством созданы хорошие условия для сохранения языка и культуры. Кумыкский язык изучается в школах селений Брагуны и Виноградное. Молодежь учится в вузах республики и принимает активное участие в общественной жизни. Так и в нашем Центре духовно-нравственного воспитания и развития есть сотрудник Артур Заурбиев из числа кумыков, который ведет работу с молодежью на местах. Помогают ему в работе братья по вере.

М. Саитова,  Центр духовно-нравственного  воспитания и развития ЧР




checheninfo.ru



Добавить комментарий

НОВОСТИ. BEST:

ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости

Это интересно

Календарь новостей

«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Здесь могла быть Ваша реклама


Вечные ссылки от ProNewws

checheninfo.ru      checheninfo.ru

checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

Я.Дзен

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"