Б1оба - фантастическое существо, которым вайнахи порой грозят непослушным детям. По представлениям вайнахов, "б1оба" живет в лесу и издает страшные звуки, т.е. ревет, мычит, сам он страшный, грозный и неведомый. Образование данного слова обычно относят к звукоподражательному "Б1у" /в нахских яз. звукоподраж. "мычать", "реветь", "издавать громкие неприятные звуки " /ср. посл. "Б1у" ,- аьлча Читать дальше...
Пословица - явное потверждение тому, что древние вайнахи неплохо разбирались в медицине и, в частности, в строении глаза. К1ай /бельмо/ - беловатое пятно /лейкома/ на роговой оболочке глаза. Это стойкое рубцовое помутнение роговицы в виде пятнышка, обычно возникает после повреждения, воспалительного или язвенного процесса. Оно расположено напротив зрачка и снижает зрение. Читать дальше...
Баьрче хао – Усадить на почетное место. "Баьрч" ( ант. - "дуьхье" ) - так назывался в доисламский период у древних чеченцев особый угол (середина жилого помещения) в башнях и саклях, в котором помещались различного рода предметы божественного характера: талисманы, истуканы, изображения и тд. Читать дальше...
В вооружение древнего чеченского воина входили: кольчатый доспех, шлем - мисюрка, металлические налокотники, круглый плоский щит, газыри. "Барзакь" - так назывались у древних вайнахов латы /бронзовые доспехи/. Следует отметить, что не каждый вайнахский воин был в состоянии их приобрести. Читать дальше...
Выражение возникло из обычая древних вайнахов "Байталваккхар"- одной из древних форм тайповой демократии, направленной против имущественной дифференциации. Вайнахи очень настороженно относились ко всяким попыткам зарождения феодальной власти. Читать дальше...
В современном чеченском языке челюсть называется "мочхал" или "салаз". "Лан"- устаревшая и малоупотребительная форма этой части тела. Эту форму в наши дни можно услышать в устойчивых словосочетаниях, которые сохранились до наших дней в неизменном виде. К примеру, "Юучуннах лан дан" (т.е. поработать челюстями над съестным/. Читать дальше...
Согласно древнему чеченскому преданию, на гребне хребта "Чергазийн paг1" /у села Толстов-юрт/ обитала богиня мира и покоя Дарий - ден-кхокха /"Шелк, делающая голубка"/, которая днем и ночью ткала на золотом ткацком станке шелковую материю, олицетворяющую человеческие взаимоотношения Читать дальше...
Абубешар - герой одноименной комедии /А.Хамидов. 1958 г./. Это степенный и важный бездельник, который не работает, не занимается домашним хозяйством и всякую работу считает ниже своего достоинства. Имя его стало в народе нарицательным. Выражение «А. болх» употребляется в значении "бездельничать или заниматься легкой и пустячной работой". Читать дальше...
Йилбаз /Иблис/ - Слово арабского происхождения: ﺲﻴﻠﺑﺇ. - имя мифического существа /дьявола/. Понятие "йилбаз /иблис/" появилось среди вайнахов с распространением ислама. Иблис - так называется сатана ислама, о котором упоминается в Коране. Читать дальше...
Утверждение, что наука и женщина - понятия несовместимые, укоренилось в сознании людей еще со времен церковной инквизиции в средневековой Европе. XX век внес существенные коррективы в непогрешимость этой аксиомы. Читать дальше...
У каждого талантливого артиста непростой путь в искусстве, тем более нелегок путь на прославленную первую сцену Большого театра России. У Мовсара он был особенно труден и тернист, потому что лежал через преодоление бытующего в чеченском народе мнения, что профессия артиста не относится к престижным для мужчины, через запрет почитаемого сыном отца. Читать дальше...
Чеченец по происхождению Чечен Аныл (Cecen Anil) родился в 1948 году в Анкаре. Преподаватель юридического факультета университета Анкары. Помимо этого преподает в других университетах Турции и Северного Кипра. Автор более 20 книг. Читать дальше...
Мепурнов Георгий Христофорович (1900, г. Грозный - 1957) - грузин по национальности, советский композитор и музыкально-общественный деятель, выпускник Московской консерватории, основоположник чеченской национальной композиторской школы и профессиональной музыки в Чечено-Ингушетии, автор первых национальных произведений (оркестровый и камерные жанры) Читать дальше...
Примерно в 1860 году в семье харачоевца Назира родился сын, которому дали имя Магомед. Мальчик еще был мал, когда его отец из Харочоя переселился в Цацан-Юрт. Здесь Назир отдал своего сына на обучение, а после окончания обучения направил его к Бамат-Гирею Хаджи в Автуры. После окончания учебы у Овды, как называ¬ли мюриды Бамат-Гирея Хаджи, его стали звать Мани-Шейх. Читать дальше...
Король помоста Тяжелая атлетика прочно заняла одну из важнейших мест в спортивной жизни молодежи ЧИАССР и сегодняшней Чеченской Республики. 24 богатыря выполнили нормативы мастеров спорта СССР, России и международного класса, а двое из них удостоились высокого звания «Заслуженный мастер спорта СССР» Исраил Арсамаков и Ибрагим Самадов становились призерами Олимпийских игр. Читать дальше...
АСТРАХАНЬ. Депутаты Думы Астраханской области поддержали ряд изменений в налоговое законодательство
АСТРАХАНЬ. 68% бюджета Астраханской области на 2025 год направят на социальную сферу
СЕВАСТОПОЛЬ. Проект севастопольской школы стал победителем Конкурса родительских инициатив
КБР. В КБР обсудили строительство объектов социальной инфраструктуры
СЕВАСТОПОЛЬ. В Севастополе 112-летие Качи ознаменовали созданием Аллеи памяти и славы