… Мастер с большой буквы. Целая эпоха в театральном искусстве Чеченской Республики. На рубеже ХХ и ХХ1 веков Мималт Солцаев входил в первую десятку лучших режиссеров Советского Союза. Читать дальше...
В нахских языках определенный круг качественных прилагательных образуются от основ имен существительных при помощи суффикса "за", восходящего к отрицательной частице "ца" и придающая вновь образованным прилагательным отрицательный оттенок (например: маьттаза-фамильярный, чаьмза-безвкусный ит.п.). Читать дальше...
Прилагательное "оьзда" в современном чеченскомя языке употребляется в значениях: "учтивый, вежливый, воспитанный человек". Считается, что оно восходит к кабардинскому "уздень". Уздень-(истор.) - дословно - "свободный ". Читать дальше...
Страна отмечает День Героев Отечества... В Чечне Героев Отечества называют коротко и емко - КЪОНАХИЙ. Список чеченцев, для которых долг и подвиг - одно целое можно приводить до бесконечности. Такие в Чечне были, есть и будут. Расскажу лишь об одном из них - нашем современнике - подростке Магомеде Ташухаджиеве. Читать дальше...
В древности у чеченцев существовавало несколько возрастных ступеней, определяющих этапы формирования зрелого возраста у ребенка: до 7 лет – «бер» («ребенок»), с 7 до 15 – «жима стаг, кхиазхо» («молодой человек, подросток») и с 15 лет – «стаг»(« мужчина»). Ср. посл. "Хьайн к1ант ворх1 шо кхаччалц хьаста, ворх1ера пхийта шо кхаччалц ваца ве, пхийта шо кхаьчча накъост ве" – («Своего сына до 7 Читать дальше...
Житель аула Нурикой, представитель общества - нихалой. Наиб Гехинского округа. Мудир Малой Чечни. В 1859 г., поссорившись с Шамилем, переходит на сторону царских войск, участвует в военных действиях по завоеванию гор Нашхи и Галашек. В Терской области наиб Урус-Мартановского участка Чеченского округа. Майор. В 1865 г. летом вместе с начальником Чеченского округа генерал-майором Мусой Кундуховым Читать дальше...
Выражение восходит к распространенному в древности на Северном Кавказе (впрочем и не только, но и практически во всем древнем мире) суровому обычаю брать "ц1ет" /трофей/ от тела убитого врага. Это могло быть скальпирование бород, отрезание уха или правой кисти вместе с предплечьем. Нередко такие «трофеи» вывешивались перед родовой башней, что символизировало (или оповещало) о том, что враг или Читать дальше...
В выражении закреплен период в жизни чеченского общества, когда в далеком прошлом горцы в основной своей массе были безграмотны. В то же время с течением времени (в том числе и в связи с присоединением Чечни к России) возникла необходимость подписывать те или иные документы. Читать дальше...
Моьлкъа - так называют вайнахи ящерицу, но так может именоваться и змея вообще. В основе же самого выражения лежит привычка некоторых видов пресмыкающихся /змей, ящериц итд./ в разгар летнего дня, когда уже солнце поднимается высоко, греться на солнце, выбирая для этой цели открытые возвышенности, ветви кустарников идр. Читать дальше...
Выражение употребляется в значении: раздражаться, огорчаться будто постигло большое горе. Этимологию же (происхождение) этого выражения проясняет ее порядком подзабытая и более полная форма - "Bopx1е да велча сана велха" ("плакать будто умерло все семь отцов"), т.е. плакать будто постигло большое горе и умерли почитаемые предки. Читать дальше...
Волк у вайнахов пользуется большим уважением и почитанием. Связано это с древнейшими религиозными представлениями вайнахов о определенных тотемах. Эти представления отразились и в лексике чеченцев. Если приводить примеры всем случаям, в которых отражены религиозные представления вайнахов, связанные с тотемами, можно им и конца не найти. Читать дальше...
Выражение возникло из пословицы "Багахь г1аланаш ялур яц" /"словами крепость не построишь"/. Строительство башни - крепости в древности было делом очень дорогим, и трудоемким и не каждый мог себе это позволить. Вот как пишет об этом А. Гольдштейн в своей книге "Башни в горах" Читать дальше...
Дуба-Юрт – легендарное чеченское село, находится близ знаменитых «Волчьих ворот» у самого входа в Аргунское ущелье. Читать дальше...
Слово "кхерам" /страх, опасность/ состоит из "кхер" - уст. камень /ср. "кхерч" - очаг,"кхийра кад" – каменная чашка/ и словообразовательного суффикса - "ам". В этой связи следует отметить, что камень использовался вайнахами и как орудие труда, и как оружие /ср. "т1улган диг" – каменный топор/. В виде оружмя камень метали в противника. Читать дальше...
Лексическая единица "къонах"- употребляется в современном чеченском языке в значениях "молодец" "мужчина". Однако, у древних вайнахов данная единица имела несколько иное значение. "Къонах"–так называлась высшая степень молодечества, которая присваивалась человеку за его особые заслуги передо бществом /ср.Вуьззина кьонах ву/ это могли быть и ратные подвиги или благие дела во имя своего народа. Читать дальше...
![]() |
АДЫГЕЯ. Национальный музей Адыгеи к своему столетию подготовил уникальные экспозиции
ЧЕЧНЯ. Чеченский стартап представит в Китае уникальный браслет для контроля эпилепсии
АСТРАХАНЬ. В Астрахани завершается строительство новой школы в микрорайоне Бабаевского
АРМЕНИЯ. Ереван перейдет на экологичный общественный транспорт
ЧЕЧНЯ. 1919 год. 700 погибших за один день: трагедия села Цоци-Юрт
АДЫГЕЯ. В Адыгее ищут злоумышленников, устроивших провокацию на территории мечети в ауле Козет
АСТРАХАНЬ. Председатель Думы Астраханской области Игорь Мартынов провел личный прием граждан