"Кит"- (уст) - так называли древние вайнахи кожанный бурдюк, предназначенный для хранения и транпортировки жидкости . При необходимости его можно было надуть. В таком виде его можно было использовать как подушку при длительных переходах и путешествиях или же использовать при преодолении водных препятствий вплавь. Читать дальше...
Выражение восходит к древнему чеченскому суровому обычаю, когда у человека, совершившего какой -л. позорный поступок, принесшего в общество заразную болезнь или совершившего поступок, который стал причиной неоправданных и многочисленных смертей, при захоронении отделяли голову от тела и ложили к ногам покойника. В таком виде и хоронили... Читать дальше...
Выражение восходит к одному из древнейших обрядов в судопроизводстве древних вайнахов по адату, в частности к обряду принесения очистительной присяги. Согласно правовым нормам адата, подозреваемый, чтобы доказать несостоятельность надвигаемых в его адрес обвинений, обязан был очиститься. Читать дальше...
В древности у чеченцев существовал обычай, согласно которому все, что не понравится другу или гостю (если он даже не высказал своего желания, а только дал понять о своем желании) горец, по неписаному закону гор и горскому этикету, был обязан подарить высказавшему свое восхищение или пожелание. Седло же лошади ни дарить, ни продавать не полагалось. Читать дальше...
В выражении закреплен один из древнейших обрядов скрепления дружбы, куначества, побратимства клятвой. Согласно этому обычаю двое мужчин, принадлежавших к разным родам, обществам или народностям, вступали в настолько тесные дружеские отношения, что эти отношения по своему смыслу близки к кровнородственным отношениям, что делало для них вопросом чести оказывать друг другу помощь и защиту. Читать дальше...
А знаете ли Вы, что с. Алпатово (основано в 1929 году), что в Наурском р-не Чечни (как и близлежащий курган - Алпатовский) названы в честь легендарного Дмитрия Алпатова - казака из станицы Наурской, который сражался в годы Кавказской войны на стороне горцев? Читать дальше...
В выражении, ставшей пословицей, закреплен обычаи, некогда существовавший у горских народов. Родники, служившие источниками питьевой воды для населения, одновременно являлись и местом встреч и свиданий влюбленных. Здесь влюбленные узнавали друг друга, сватались, до¬говаривались о совместной жизни и т.д.. Читать дальше...
Выражение восходит к древнейшим временам в истории чеченцев и ингушей, когда скот служил единицей меновой торговли и мерой состояния и достатка их владельца. Скот в те времена охотно принимали в обмен на другие продукты и товары. Так например, хорошее седло стоило три коровы, кремневое ружье - семь коров и т.д. Читать дальше...
Ешап - персонаж чечено-чингушского фольклора. Внешне безобразное, злое, кровожадное существо, которое живет в отдалении от людей, чаще всего под землей, где охраняет царство мертвых и пребывает на страже двух миров. Ешап имеет девять глаз, девять рук и ног, из его пасти торчат клыки; у него огромное тело, обросшее длинными космами. Читать дальше...
"Е1ан хьун санна вакьвелла - Высох как кастрированный лес" - такое образное определение худого человека, имеющего болезненный вид, "нет да нет" до сих пор можно услышать в современном чеченском языке. Происхождение же этого выражения восходит к одному из способов сушки строительного леса, к которому в далеком прошлом прибегали чеченцы и ингуши. Читать дальше...
Во времена СССР, большая часть новейшей истории чеченского народа оказалась под тотальным запретом. Причины такой закрытостиносили исключительно идеологический характер. Даже история мухажирства - массового переселения чеченцев в Турцию, во второй половине XIX века - была освещена крайне скудно. А что касается чеченцев, покинувших свою Родину в XX веке, то тут действовал Читать дальше...
Чеченский наиб Батуко, по отзывам некоторых современников, был «надежнейший из сподвижников Шамиля», «отважный и распорядительный» горец, у него «всегда было достаточно и храбрости, и ума, и опытности». Читать дальше...
Почему мы так говорим. Валалай, сан Дела (Валалай) - Валалай, мой Бог! (Валалай). В современном чеченском языке это выражение употребляется обычно женщинами как словесная формула, выражающая крайнее удивление, восторг или растерянность. Читать дальше...
В чеченском языке существуют определенные качественные прилагательные, образующиеся при помощи основ существительных при помощи суффикса "за", который восходит к отрицательной частице "ца" (ср. Оъвхьаза лела - без стеснения ходить; Маьттаза мотт бийца - говорить непристойности). Лексическая единица "дакьаза образована тем же путем от "дакъа" (доля) и частицы "-за"(не//без). Читать дальше...
Выражение восхордит к древним временам в истории чеченцев, когда скот, являясь частной собственностью индивидуальных лиц, служил единицей меновой торговли. Следует отметить, что хозяйство древних чеченцев носило натуральный характер. Причем, экономической основой являлось именно скотоводство, тк. альпийские луга горных районов, непригодные для хлебопашества, давали прекрасную возможность Читать дальше...
![]() |
ЧЕЧНЯ. Жамалдаев и Солтагереев договорились о тесном сотрудничестве в защите трудовых прав чеченцев
ЧЕЧНЯ. Очередная группа добровольцев отправилась в зону проведения СВО из ЧР
ЧЕЧНЯ. Иран призвал Совбез ООН потребовать от Израиля прекратить атаки на ядерные объекты
ЧЕЧНЯ. Россия — дом народов»: на сцене «Вайнах» прозвучат сказки Северного Кавказа и Крыма
ЧЕЧНЯ. Алексей Живов: Дружба народов вышла на совершенно новый уровень
Элитные подарки для состоятельных людей: как удивить того, у кого есть всё
Узбекистан построит в горах крупный круглогодичный туристический комплекс