"А" - так называли древние вайнахи равнину - поверхность земли без гор и холмов. Древнее "А" сохранилось в современном чеченском языке в виде морфемы в некоторых словах, обозначающих рельеф местности. Читать дальше...
Выражение имеет значение быть расположенным к чему или кому-либо. "Б1о"-(устаревш.) так называли древние вайнахи орган зрения -глаз (ср. «б1атоха» - "моргнуть глазом"). Эта форма слова и легла в основу современного "б1аьрг Читать дальше...
Все эти выражения восходят к одной из древнейших форм верований к бытовавшему некогда у вайнахов, выражающихся в почитании отдельных представителей животного мира-тотемизму. В данном счлучае - к культу почитания волка, как одного из наиболее архаических и почитаемых тотемов. (ср. "Борз санна майра"- храбр как волк; "Цхьа борз ю хьо" - Настоящий волк;) Читать дальше...
Почему мы так говорим. Бакъ дуьне - Истинный мир. Понятия "бакъ дуьне" (истинный мир) и "харц дуьне"(не истинный мир) - понятия, которыми оперируют мусульманские богословы. Читать дальше...
В выражении закрепился исторический факт - поход в глубь золотордынских владений на Северном Кавказе среднеазиатского полководца, основателя династии Тимуридов - Тимур Лента /Тимур/, Тамерлан 1336-1405/. Читать дальше...
Выражение - арабское заимствование (араб. السلامعليكم), которое буквально обозначает "Да будет мир с вами". Понятие «салам», однокоренное слову «ислам», первоначально имело чисто религиозное значение и использовалось в смысле «мир с Богом». Выражение употребляется во всем мусульманском мире и является общепринятой нормой приветствия мусульман. Читать дальше...
У истоков новой чеченской музыки, связанной с традициями европейской классической и эстрадной музыкальной культуры стоит Аднан Шахбулатов. Интерес к классической музыке у Аднана появился очень рано. Семилетним ребенком он был депортирован вместе с родителями в Казахстан, где и прошло его детство. Читать дальше...
Гарма - один из терминов /наряду с "залг1а"/, служащих для обозначения в древние времена сложенных из кам¬ня столбов для обозначения сторон света. Такие столбы-ориентиры ставились чаще всего на равнине - участках поверхности с небольшими различиями высот. В силу однообразности рельефа местности (в отличие от горных районов) на плоскости сложнее было ориентироваться во время длительных переходов Читать дальше...
Имена, заклинания, пословицы, поговорки, произведения устного народного творчества уводят нас в глубокую древность, которое было трудным и суровым. Тяжелое экономическое положение, необходимость вести беспрерывные войны за существование отразилось в этих произведениях народной мудрости . Это же отразилось и в данном пожелании. ... Читать дальше...
Дмитрий Панин, потомок древнего дворянского рода, Русский ученый и религиозный философ, который провел в сталинских лагерях 16 лет. В 70-е годы на Западе вышла его книга «Лубянка - Экибастуз», которую литературные критики называют «феноменом Русской литературы, равным «Запискам из Мертвого дома» Ф.М.Достоевского». Читать дальше...
У вайнахов, как и у многих народов мира, считается, что если расхваливать что-либо или посмотреть на что – л. недобрым или завистливым глазом, то можно его сглазить - навести порчу (ср. русск. "Дурной глаз", сглазить). Порчу совершали злые духи - дьяволы, черти (см. Адам-йилбаз", "Йилбазкъора хила"), колдуны и т.п.. Читать дальше...
Слово "Баркалла"- вошло в чеч. яз. как арабское заимствование и, по существу, состоит из двух слов - "барака"(араб.: "благодать", "благословение", "небесный дар") и "Алллах1" (Аллах). Дословно "баркалла" переводится как "благодать Аллаха". Читать дальше...
Выражение "Бух1ан б1аьргаш " употребляется в значении "бестыжие глаза". Следует отметить, что к совам у вайнахов традиционно сохраняется непочтительное отношение. В представлении древних вайнахов сова, как и у многих народов мира, связана с символикой души, вернее, с её проводами в загробный мир. Так, к примеру, сову, ненароком залетевшую во двор, веря, что она приносит несчастье, вайнахи Читать дальше...
Б1оба - фантастическое существо, которым вайнахи порой грозят непослушным детям. По представлениям вайнахов, "б1оба" живет в лесу и издает страшные звуки, т.е. ревет, мычит, сам он страшный, грозный и неведомый. Образование данного слова обычно относят к звукоподражательному "Б1у" /в нахских яз. звукоподраж. "мычать", "реветь", "издавать громкие неприятные звуки " /ср. посл. "Б1у" ,- аьлча Читать дальше...
Пословица - явное потверждение тому, что древние вайнахи неплохо разбирались в медицине и, в частности, в строении глаза. К1ай /бельмо/ - беловатое пятно /лейкома/ на роговой оболочке глаза. Это стойкое рубцовое помутнение роговицы в виде пятнышка, обычно возникает после повреждения, воспалительного или язвенного процесса. Оно расположено напротив зрачка и снижает зрение. Читать дальше...
![]() |
ГРУЗИЯ. Реконструкцию проведут на домашнем стадионе "Динамо" Тбилиси
ЧЕЧНЯ. Уголовное дело, возбужденное в отношении жительницы Шалинского района ЧР, направлено в суд
ГРУЗИЯ. Гражданам Грузии рассказали, как безопасно покинуть Иран
ГРУЗИЯ. Саудовская Аравия намерена увеличить инвестиции в Грузию