Хозяин первого и единственного частного этнографического музея в Чечне Адам Сатуев строит планы по обустройству своего детища, хотя нынешние экономические реалии особого оптимизма не внушают. Читать дальше...
Выражение восходит к распространенному в древности на Северном Кавказе (впрочем и не только, но и практически во всем древнем мире) суровому обычаю брать "ц1ет" /трофей/ от тела убитого врага. Это могло быть скальпирование бород, отрезание уха или правой кисти вместе с предплечьем. Нередко такие «трофеи» вывешивались перед родовой башней, что символизировало (или оповещало) о том, что враг или Читать дальше...
"Райская клетка" для бывшего врага Читать дальше...
В выражении закреплен период в жизни чеченского общества, когда в далеком прошлом горцы в основной своей массе были безграмотны. В то же время с течением времени (в том числе и в связи с присоединением Чечни к России) возникла необходимость подписывать те или иные документы. Читать дальше...
Моьлкъа - так называют вайнахи ящерицу, но так может именоваться и змея вообще. В основе же самого выражения лежит привычка некоторых видов пресмыкающихся /змей, ящериц итд./ в разгар летнего дня, когда уже солнце поднимается высоко, греться на солнце, выбирая для этой цели открытые возвышенности, ветви кустарников идр. Читать дальше...
Выражение употребляется в значении: раздражаться, огорчаться будто постигло большое горе. Этимологию же (происхождение) этого выражения проясняет ее порядком подзабытая и более полная форма - "Bopx1е да велча сана велха" ("плакать будто умерло все семь отцов"), т.е. плакать будто постигло большое горе и умерли почитаемые предки. Читать дальше...
Волк у вайнахов пользуется большим уважением и почитанием. Связано это с древнейшими религиозными представлениями вайнахов о определенных тотемах. Эти представления отразились и в лексике чеченцев. Если приводить примеры всем случаям, в которых отражены религиозные представления вайнахов, связанные с тотемами, можно им и конца не найти. Читать дальше...
Выражение возникло из пословицы "Багахь г1аланаш ялур яц" /"словами крепость не построишь"/. Строительство башни - крепости в древности было делом очень дорогим, и трудоемким и не каждый мог себе это позволить. Вот как пишет об этом А. Гольдштейн в своей книге "Башни в горах" Читать дальше...
Общеизвестно, что аккинцы (аьккхи) - это чеченцы. Однако, как ни странно, порой не все могут обьяснить как аккинцы вписываются в структуру чеченского общества. А по идее, все очень просто: аккинцы - это один из девяти чеченских тукхумов (территориальные или военно-политические союзы), в целом составлявших/составляющих чеченский народ. Читать дальше...
Дуба-Юрт – легендарное чеченское село, находится близ знаменитых «Волчьих ворот» у самого входа в Аргунское ущелье. Читать дальше...
Слово "кхерам" /страх, опасность/ состоит из "кхер" - уст. камень /ср. "кхерч" - очаг,"кхийра кад" – каменная чашка/ и словообразовательного суффикса - "ам". В этой связи следует отметить, что камень использовался вайнахами и как орудие труда, и как оружие /ср. "т1улган диг" – каменный топор/. В виде оружмя камень метали в противника. Читать дальше...
Лексическая единица "къонах"- употребляется в современном чеченском языке в значениях "молодец" "мужчина". Однако, у древних вайнахов данная единица имела несколько иное значение. "Къонах"–так называлась высшая степень молодечества, которая присваивалась человеку за его особые заслуги передо бществом /ср.Вуьззина кьонах ву/ это могли быть и ратные подвиги или благие дела во имя своего народа. Читать дальше...
История возникновения г.Гудермеса привязана к двум населенным пунктам - к аулу Гуьмсе (основан в нач. 18 в. выходцами из с. Чарти.) и небольшим железнодорожным пристанционным рабочим посёлком, который поначалу даже не имел названия. Впрочем, в 1922 году поселок все таки его получил, причем при весьма любопытных обстоятельствах. Читать дальше...
ЧЕЧНЯ. Ну кто не наслышан о бунтаре и предводителе Крестьянской войны конца 18 в. в России Емельке Пугачеве? .. А знаете ли Вы, что этот "бунтарь и самозванец" успел "наследить" и в Чечне. Читать дальше...
Первые упоминания о Науре (станица Наурская) относятся к 1642 году. Название же станицы происходит от татарского (тюркского) «наур» — «болото, озеро, тёмная вода», так как станица располагалось в болотистой пойме Терека. Читать дальше...
![]() |
Рентген органов грудной клетки: когда необходим и что показывает исследование
КЧР. Награда за преданность профессии: электромонтёру — звание «Заслуженного энергетика»
Керамические брекеты в Москве: невидимое решение для идеальной улыбки
ОСЕТИЯ. ЧП на воде: в Северной Осетии обнаружили тело женщины, пропавшей без вести
СТАВРОПОЛЬЕ. В реке обнаружили тело мужчины, застрявшего среди корней и веток
ЧЕЧНЯ. Россельхознадзор принял участие во Всероссийской акции «День борьбы с амброзией» в Грозном