Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

Шапсугия и ее история. Народ кавказской старины


Просмотров: 814Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:
Традиционная одежда шапсугов была общей с другими адыгскими племенами, и вообще, кавказскими горцами. Повседневной одеждой мужчин были бешмет – свободный полурубаха-полукафтан со стоячим воротником, сужающиеся книзу для удобства заправления в обувь и верховой езды штаны, папаха – шапка из овечьей шерсти, похожая на широкий лохматый колпак или стоячая из мелко вьющейся шерсти, или же сужающаяся кверху суконная шапка с меховой опушкой. В прохладную погоду под бешмет надевалась нижняя рубашка, а поверх – кафтан. Отправляясь в путь, на праздник, собрание общества, на работу в удаленном месте, мужчины надевали цый – черкеску, самый известный кавказский костюм, представляющий собой кафтан без воротника, с узкой талией, полами ниже колен и длинным треугольным вырезом на груди. На груди черкески нашивались длинные деревянные вместилища для ношения ружейных патронов – газыри (хьазыр, от арабского «хазир – готовый»). Черкеска перетягивалась узким кожаным поясом, на котором было подвешено еще несколько узких ремешков. На пояс надевался и кинжал в ножнах, служивший самым распространенным оружием в близкой рукопашной схватке. В холодную, сырую погоду мужчины на плечи надевали бурку – широкий плащ из войлока, голову обвязывали куском теплой ткани – башлыком. Одежда знатных людей была более красива, расшита узорами. Женщины дома носили длинную рубаху с открытым воротом и штаны из тонкой ткани, а выходя из дома, поверх надевали узкий кафтан с длинными застежками на груди и сточим воротником, украшенный вышивкой. Во время праздников и в холодную погоду поверх кафтана женщины надевали платье – сай, подол которого доходил до пят. Платье было сильно приталенное, распашное, обычно с открытой грудью. Девушки, в отличие от замужних женщин, обыкновенно не носили украшенные платья. Иногда женщины носили пояс. Голову покрывали платками и шалями, а отрощенные длинно волосы заплетали в косы, перевязанные лентами. Обувью мужчинам и женщинам служили обычно войлочные или кожаные башмаки – чувяки (цуакъэ). Мужчины, отправляясь в дорогу, в военный поход, надевали сапоги. В летнее время девушки из простых семей и дети могли вообще не носить обуви. Большинство тканей для пошива одежды делались из овечьей шерсти, но некоторые ткани ввозились из Турции, а с конца XVIII в. – и из России.

Важным элементом духовной культуры было песенное искусство. У шапсугов, как и у адыгов вообще, отсутствовала собственная письменность. События национальной истории фиксировались в специально сочиняемых по их поводу песнях. Наиболее активными сочинителями, собирателями и распространителями песен были странствующие певцы, которых охотно приглашали в дома усладить слух хозяев, звали на народные торжества. В песнях восхвалялись народные герои и поносились предатели и преступники. Существовали ритуальные песнопения, которыми люди пытались стимулировать созревание урожая, изгнать болезни и т.п. У постели тяжело больного или раненого человека сородичи разыгрывали шумное представление с песнями, плясками, состязаниями, чтобы отогнать злых духов и не дать больному забыться: считалось, что, находясь в забытьи, человек быстрее умрет.


Примерно с XVII в. среди западных адыгов широко распространяется усилиями османских миссионеров исламское учение. Однако быстро его восприняла лишь знатная прослойка общества, наиболее часто контактировавшая с османскими представителями. Простой народ в силу своего консерватизма приобщался к исламу очень медленно, долго сохраняя древние языческие представления, основанные на одухотворении окружающих природных стихий. В конце XVIII в. происходит российская военная колонизация правобережья реки Кубань, куда под именем черноморских казаков были переселены остатки упраздненного императрицей Екатериной II Запорожского войска с Украины. Казаками на Нижней Кубани – прямо у земель родственных шапсугам бжедугов, была построена крепость Екатеринодар, вокруг которой впоследствии вырос город, сегодня называемый Краснодаром. Тогда же произошли первые столкновения шапсугов с российскими военными силами, связанные с вмешательством тех во внутриадыгский социально-политический конфликт. К тому времени в среде шапсугов произошло особенно сильное дистанцирование друг от друга племенной знати и простого народа. Аристократия, жившая за счет труда зависимых людей – рабов и крепостных, все меньше считалась в своих действиях с составлявшими большинство населения тфокотлями, прекращала интересоваться общеплеменными делами, превращаясь в своего рода «племя в племени». 


Однажды родовые старейшины одного из северных шапсугских обществ по своему обыкновению дали покровительство проезжавшим через их территорию торговцам. Однако местные тлекотлеши Шеретлуковы, прельстившись богатым товаром, которые везли купцы, пренебрегли решением общества и разграбили их обоз. Нарушение данной старейшинами гарантии безопасности требовало непременного привлечения к ответу виновных, но богатые высшие аристократы проигнорировали возмущение народа. Тогда тфокотли, потеряв терпение, напали на дом зачинщика грабежа и ограбили его самого, захватив его крепостную девушку и оскорбив его мать. Многие представители шапсугской аристократии были возмущены таким неуважением к благородству Шеретлуковых и вознамерились полностью подмять народ под свою власть, однако для сражения со всем племенем их, хотя они и являлись профессиональными воинами, было слишком мало. Оскорбленные тлекотлеши и уорки переселились к соседям-бжедугам, в среде которых влияние племенной знати было гораздо сильнее, а высшая власть принадлежала обладавшим широкими полномочиями князьям. Объединившись с бжедугами, шапсугские аристократы повели войну против собственного простого народа. Бжедугские князья, в свою очередь, заручились поддержкой российских военных властей, стремившихся закрепить свое влияние в Закубанье, тогда еще не являвшимся российскими владениями. В 1796 г. бжедуги при поддержке трех сотен казаков с одной пушкой разгромили шапсугское ополчение возле прикубанской реки Бзиюк. Однако углубляться в территорию Закубанья, которое Россия в то время признавала владением османского султана, русские войска не могли, поэтому после продолжительной войны победа в конфликте между шапсугской знатью и простым народом все же осталась за последним. Аристократы были вынуждены не только от попыток расширить свое влияние, но и отказаться от всех своих традиционных привилегий. В шапсугской земле было упразднено крепостное право: находившиеся в зависимости от знати соплеменники получили личную свободу. Знатные люди отныне сохраняли свое фактически верховодящее положение в обществе лишь за счет накопленного ранее богатства, военного профессионализма (в связи с ним они продолжали возглавлять войска в походе) и опыта в управлении, но юридически они перестали быть высшим сословием.

К 1785 г. войска Российской империи соединили все свои выстроенные в разное время на Северном Кавказе опорные пункты в протянувшуюся через всю его территорию с запада – от низовий Кубани, на восток – до низовий Терека, Кавказскую укрепленную линию. Она стала главным плацдармом российского наступления на кавказских горцев. Тем не менее, начальные отношения шапсугов и обосновавшихся по правобережью Кубани русских носили больше мирный характер. На меновые дворы в русских укреплениях и казачьих станицах шапсуги везли зерно, дрова и лес, которые выменивали чаще всего на соль. В 1824 г. хлеб, закупленный у шапсугов и их соседей натухайцев, был направлен на снабжение голодающего населения в Феодосийском уезде Крыма. 10 сентября 1827 г. делегация шапсугов с северных склонов Кавказа, возглавляемая старшинами Хапачем и Лепсегачем, а вскоре – еще одна, обратились к российской военной администрации в Екатеринодаре с просьбой разрешить их общинам торговлю на русских меновых дворах, так как товары, ввозимые из Турции на Черноморское побережье, отличались большой дороговизной. Однако после того как в 1829 г. османский султан по завершившему очередную русско-османскую войну Адрианопольскому договору признал земли между Кубанью и Черным морем владением российского императора, русско-шапсугские отношения стали стремительно ухудшаться. Султан считал Западный Кавказ своим только потому, что на его побережье располагались османские опорные пункты. Однако они не имели практически никакой политической власти над местным населением, которое османы не могли покорить из-за удаленности кавказских территорий. Многие адыги, вообще, узнали о том, что, оказывается, были подданными султана только после того как российские военные делегаты сообщили им о том, что султан передал их земли в русское владение. Подчинение чьей-то верховной власти совершенно претило свободолюбивому менталитету шапсугов, воспринималось ими как грубое посягательство на традиционный уклад жизни, в котором они видели залог стабильности и благополучия.

Осенью 1837 г. причерноморские адыги бойкотировали встречу с прибывшим в укрепление Геленджик российским императором Николаем I. К 1839 г. российские войска под командованием генерала Н. Раевского с тяжелыми боями захватили на Черноморском побережье Северного Кавказа территории в устьях впадающих в море рек, где возвели ряд укреплений, рассчитывая перекрыть морское сообщение между Кавказом и Турцией и голодной блокадой вынудить непокорных горцев принести императору присягу верности. Эта новая укрепленная линия, получившая название Черноморской береговой, протянулась от Анапы до Сухума. Однако сразу же русские гарнизоны черноморских укреплений попали в плачевное положение из-за постоянных ожесточенных атак горцев, вынуждавших даже для набора воды в реке или рубки дров проводить целые боевые операции, и нездорового в то время болотистого климата. На Черноморскую береговую линию в связи с особой трудностью ведения здесь военных действий и массовой смертности в гарнизонах стали ссылать осужденных за различные преступления и злостное нарушение войскового режима содат и офицеров. Именно сюда попали известные деятели русской литературы декабристы А. Бестужев-Марлинский и А. Одоевский. А. Бестужев-Марлинский писал: «Я видел много горцев в бою, но признаться, лучше шапсугов не видал… Но беда одна: никак не действуют заодно». В июле 1837 г. он погиб в очередном боестолкновении на мысе Адлер, правда, от рук не шапсугов, а их соседей – убыхов. А. Одоевский же в 1839 г. умер от малярии в форте Лазаревском уже земель шапсугов.

Неурожай 1839 г. в условиях блокады, действительно, вызвал массовые голод и смертность на Западном Кавказе. Однако горцы не только не покорились, но наоборот, усилили натиск на русские укрепления. Шапсуги для этого объединились со своими соседями, жившими в высоких горах к востоку и северо-востоку – абадзехами. 7 февраля 1840 г. адыги взяли форт Лазаревский, перебив весь его гарнизон, 29 февраля – форт Вельяминовский в Туапсе, 23 марта – Михайловское укрепление, при штурме которого один из рядовых русских солдат Архип Осипов взорвал пороховой погреб вместе с собой и тремя тысячами ворвавшихся в укрепление горцев. В честь него выросшее впоследствии на этом месте русское село было названо Архипо-Осиповкой. Вскоре разрушенные горцами укрепления были вновь заняты русскими войсками и восстановлены, однако российской военной администрации пришлось пойти на уступки и в обмен на отказ от нападений на линию разрешить адыгам вести на ней торговлю.

В 1841 г. на реке Пшеха в Закубанье состоялся съезд делегатов от всех адыгских племен, на котором было принято постановление об объединении их всех против наступления России, завязывании тесных связей с османским двором, введении разбирательства всех дел по шариату – исламскому религиозному закону. Вольнолюбивым шапсугам принадлежала одна из ведущих ролей в адыгском сопротивлении российской колонизации, они же были одними из наиболее активных участников Кавказской войны с горской стороны. Из их среды происходил знаменитый упоминающийся в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени» Кизбеч Тугужоко-Шеретлуков, во главе отряда из 700 человек разбивший русское подразделение из 1200 человек. Шапсугская народная песня повествует об отчаянном воине Мухаммеде Коджебордукове, захватившем русскую пушку с канониром, но затем героически погибшем в боях за Туапсе. В конце 40-х – начале 50-х гг. XIX в. шапсуги присоединились к исламскому государству, созданному на Западном Кавказе наибом (наместником) знаменитого имама Шамиля Мухаммедом Амином Асиялау. Мухаммед Амин прибыл в 1848 г. из Дагестана, скрытно преодолев русские военные кордоны, сначала в горные земли абадзехов, где и основал свою ставку. Но позже, увидев его успехи в организации государственного управления и отражении продолжавшегося российского наступления в горы, шапсуги, а также убыхи, часть абхазов и натухаевцев согласились признать его власть. Мухаммед Амин учредил впервые в адыгской истории настоящую государственно-административную систему, разделив территорию подвластных земель на округа – махкеме, во главе которых назначал своих чиновников. Была введена всеобщая воинская обязанность для мужчин, учреждались государственные конюшни, тюрьмы для преступников (в виде земляных ям). Также впервые в адыгской истории было введено обязательное начальное образование для детей, которые посещали государственные школы – медресе, обучаясь основам ислама и арабскому письму. 


Судебные функции переходили от родовых старейшин к шариатским судам, осуществлявшим правосудие в соответствии с исламским законом. В 1854 г., когда Россия вела оказавшуюся для нее проигрышной Крымскую войну одновременно с Османской империей, Великобританией и Францией, уже достаточно организованные адыгские войска по приказу Мухаммеда Амина скоординированно атаковали все укрепления Черноморской береговой линии, а некоторые из тех подверглись также бомбардировкам вошедших в Черное море британских кораблей. В результате российское командование было вынуждено спешно эвакуировать свои гарнизоны с Черноморского побережья Северного Кавказа. Сами укрепления были взорваны. Ликвидация целой укрепленной линии стала наиболее крупным успехом горцев Западного Кавказа за всю Кавказскую войну.


Однако плоды этих успехов адыги пожинали недолго. Несмотря на то что Россия проиграла Крымскую войну, вопрос о территориальной принадлежности земель между Кубанью и Черным морем до конца не был решен на международном уровне. Адыгское население устало от не прекращающейся уже несколько десятилетий изнурительной и кровопролитной войны. Не привыкшие жить в условиях государственности, власти назначаемых наибом, а не избираемых народом, чиновников адыги все больше раздражались необходимостью нести установленные Мухаммедом Амином непривычные обязанности, унизительными для свободных людей мерами по поддержанию правопорядка (телесными наказаниями, заключением в тюремные ямы). Государство Мухаммеда Амина сохраняло напряженные отношения с ведущими отдельно борьбу с российским наступлением предводителями натухаевцев отцом и сыном Заноко. В феврале 1857 г. на побережье шапсугского Туапсе высадился трехтысячный османский корпус, усиленный подразделениями британского десанта. Интервенты планировали занять основные стратегические пункты Черноморского побережья Северного Кавказа для предотвращения его повторного захвата русскими войсками. Однако горцы с недоверием отнеслись к иностранному вмешательству. Вынудив Россию отступить, они уже не горели желанием вести дальнейшие военные действия, требующие больших потерь. Вскоре османские и британские войска покинули Западный Кавказ.


В 1857 г., преодолев закубанскую равнину, российские войска под командованием генерала В. Козловского заложили у начала северных предгорий укрепление Майкоп, ставшее плацдармом для наступления в горную ставку наиба абадзехское селение Хаджико (не путать с шапсугским Хаджико в современном Сочи) в урочище Каменный Мост. Попытки абадзехов взять Майкоп штурмом потерпели неудачу.В августе 1859 г. на Восточном Кавказе капитулировал имам Шамиль – духовный вождь Мухаммеда Амина. Это позволило российскому командованию перебросить высвободившиеся силы на правый (западный) фланг Кавказской линии. Оставшийся без своего наставника Мухаммед Амин перед лицом нарастающего народного недовольства его правлением заключил с российской военной администрацией договор о вступлении его государства в российское подданство при условии, что горным адыгам будет разрешено свободно следовать исламскому закону и проживать в родных местах. Российская сторона приняла его условия, но потребовала, чтобы сам он, как и его имам, сдался в плен. 20 ноября 1859 г. Мухаммед Амин с двумя тысячами своих гвардейцев сдался, был выслан в Россию и позже уехал в Османскую империю. Оставшись без прежнего правителя, горцы начали волнения. В ходе охвативших страну восстаний были убиты или изгнаны его наместники и чиновники, зарекомендовавшие дурную славу деспотизмом и злоупотреблениями. Объединенным государством горных адыгов стал управлять выборный совет наиболее уважаемых в своих племенах людей – Меджлис, под председательством убыхского вождя Хаджи Корендука Берзека, ставка которого располагалась в долине реки Сочи в земле убыхов. 


Тем временем, также перед лицом назревающих волнений угнетенного простого народа, присягу на верность России одно за другим принесли князья равнинных адыгских племен, в том числе северных соседей шапсугов – бжедугов. Это позволило российским военным властям начать возведение укреплений непосредственно у горной полосы, перекрывая горцам свободный доступ к закупке на равнине хлеба, которая выручала их в дождливые годы, когда в горных долинах хлеб уродился плохо. К тому же, перенос укрепленной линии вплотную к горам позволял российской армии быстро совершать вторжения в их глубь, и теперь практически все абадзехские и северные шапсугские селения оказались под постоянной военной угрозой. В сентябре 1861 г. на Западный Кавказ прибыл российский император Александр II. С ним встретилась делегация Меджлиса и подтвердила готовность соблюдать прежние договоренности о российском подданстве при условии прекращения Россией наступательных действий. Император пообещал рассмотреть условия горцев, однако позже по настоянию военных сановников потребовал их выселения из гор на Прикубанскую равнину или переселения в Осмнскую империю. Адыги-горцы, в свою очередь, категорически отвергли эти требования.


В 1862 г., воспользовавшись как поводом для развертывания масштабных военных действий нападением абадзехов на форпост возведенной в горах станицы Баракаевской, российские войска начали наступление на земли абадзехов. Те оказали крайне ожесточенное сопротивление, погибло огромное количество русских солдат и казаков, однако под напором превосходящих сил абадзехи были оттеснены в труднодоступные горные теснины либо вынуждены были отступить на причерноморские склоны – в земли убыхов и шапсугов. Затем началось такое же упорное наступление российских сил на шапсугов и натухаевцев. Потерявшие бóльшую часть боеспособных мужчин за предыдущие долгие годы войныоставить свои северные территории, а в начале 1864 г., преодолев Гойтхский перевал в западной части Главного Кавказского хребта, русская армия заняла Туапсе. После этого Меджлис принял решение о переселении адыгов в единоверную Османскую империю. Началось массовое бегство горцев – по большей части женщин, детей и стариков, к побережью. Французский агент А. Фонвилль, находившийся в это время на Западном Кавказе, в своих мемуарах писал о массовой смертности среди беженцев от голода и холода, в частности, о волках и медведях (которые в причерноморских районах не всегда залегают в спячку), бродивших вдоль троп и выкапывавших трупы умерших из-под снега. Капитаны османских судов, перевозившие население в Турцию за небольшую плату, от алчности так перегружали их, что некоторые корабли тонули, едва выйдя в открытое море. Даже на турецком побережье в лагерях беженцев продолжалась массовая смертность, так как к голодному истощению и подчас совершенно негодным условиям размещения в условиях скученности населения быстро распространялись опасные болезни. 20 мая 1864 г. российские войска заняли последний оплот организованного сопротивления горцев – урочище Кбаада в земле убыхов (в настоящее время там расположен горный сочинский поселок Красная Поляна). На следующий день в Кбааде состоялся парад русской армии в честь окончания многолетней Кавказской войны.


Вследствие военного разорения и массового исхода в Османскую империю народ убыхов через некоторое время исчез как носитель своих языка и культуры: уцелевшие в ходе войны его представители ассимилировались, смешавшись с более многочисленными адыгами других племен и турками. Шапсуги и их другие соседи: натухаевцы и абадзехи, в абсолютном большинстве переселились в Османскую империю, составив значительную часть адыгов диаспоры. Однако некоторая особенно непримиримая их часть – около двух тысяч человек, и после занятия российскими войсками основных стратегических пунктов Черноморского побережья и сходящих к нему гор продолжала целыми семьями укрываться в труднодоступных горно-лесных районах, совершать мелкие атаки русских подразделений. В конце концов в обмен на прекращение сопротивления им было разрешено остаться проживать в родных местах. Их потомки по сей день компактно проживают в аулах Псебе, Агуй-Шапсуг, Большое Псеушхо, Малое Псеушхо в Туапсинском районе и Наджиго, Шхафит, Хаджико, Калеж, Лыготх, Тхагапш, Ахинтам, Хатлапе, Шахе, Большой Кичмай, Малый Кичмай, являющихся частью города Сочи. Значительная их доля имеется среди населения еще некоторых населенных пунктов указанных районов. Часть северных шапсугов была переселена на Прикубанскую равнину – на землю своих сородичей бжедугов, где возвели несколько аулов: Афипсип, Панахес, Хаштук, Псейтук, в настоящее время располагающихся вблизи города Краснодара на территории современного Тахтамукайского района Республики Адыгеи. 

После революции 1917 г. и установления на Кавказе советской власти аулы переселившихся на равнину шапсугов были включены в состав образованной в 1922 г. Черкесской (Адыгейской) автономной области Северо-Кавказского края (с 1937 г. – Краснодарского края, образованного в результате неоднократных административных разделений территории бывшего Северо-Кавказского). Сами шапсуги равнины были включены в учрежденную в связи с образованием автономии западных адыгов новую общую национальность – адыгейцев, хотя не утратили и своей первоначальной этнической идентичности. На территориях причерноморских шапсугов в 1924 г. был учрежден Шапсугский национальный район, административным центром которого сначала был город Туапсе, а в 1934 г. после неоднократных его переносов в другие населенные пункты – построенное на месте бывшего Лазаревского форта приморское село Лазаревское (часть современного Сочи). Вследствие интенсивной миграции на Черноморское побережье Кавказа населения из других регионов СССР, тем более что после проведения здесь осушительных работ было покончено с прежним болотистым нездоровым климатом, произошло резкое уменьшение удельной доли коренного населения. В 1940 г. из Шапсугского в состав Туапсинского района были переданы аулы Псебе и Агуй-Шапсуг (их территории прежде представляли собой обособленный, отделенный от основной части Туапсинским участок Шапсугского района). А 24 мая 1945 г. указом Президиума Верховного Совета РСФСР Шапсугский район был переименован в Лазаревский. По данным переписи населения 2010 г. число причерноморских шапсугов составляло 3882 человека. Они к настоящему времени признаны коренным малочисленным народом Краснодарского края. Шапсуги Республики Адыгея считаются частью адыгейского народа и специально отдельно не учитываются. Абсолютное же большинство потомков шапсугов проживает сегодня в представленной несколькими миллионами человек адыгской диаспоре Турции, Сирии, Иордании и некоторых других стран, возникших на месте распавшейся Османской империи.

Присоединение к царской и затем к советской России, втягивание в административную и экономическую систему развитой государственности привело к быстрому разложению традиционного уклада жизни оставшихся на Кавказе шапсугов. На смену власти родовых старейшин при царском режиме пришла власть назначаемых российской администрацией аульных старшин, а с установлением советской власти дела общин стали решать сельские советы и колхозные собрания. 


В советской России все народы были подчинены единому основному законодательству, в том числе в уголовной и гражданской сферах, хотя шапсуги, как и другие народы Северного Кавказа, еще очень долго вопросы личных отношений решали на неформальных общинных собраниях, особо прислушиваясь к мнению старших членов общины. В настоящее время приверженность традиционным обычаям сохраняется большей частью только на бытовом уровне, в семейном кругу. Быстро кавказские горцы стали пользоваться пришедшими из России более прогрессивными хозяйственными технологиями, стали строить более прочные, чем традиционные, дома из производящихся на заводах строительных материалов: кирпича и др. На огородах распространилось выращивание более продуктивных в сравнении с традиционными культур: картофеля, томата, и других, принесенных новым временем. Хлебные пашни практически исчезли из причерноморских местностей, уступив место плантациям чая, хурмы и других теплолюбивых культур, тогда как хлеб стал в готовом виде ввозиться из других районов. Тем не менее, в горных шапсугских селах по-прежнему распространены садоводство и разведение пчел. Бурное развитие в советские годы текстильной промышленности привело к почти полному исчезновению из повседневного использования традиционной одежды, которую сменила более дешевая современная. В настоящее время из традиционной адыгской одежды достаточно широкое распространение имеет лишь шапка-папаха, которую некоторые мужчины по-прежнему любят носить в холодное время года. Прочие предметы национальной одежды надеваются разве что по торжественным случаям и на фестивалях. 


Резкое сокращение численности шапсугского народа и плотности его расселения в результате Кавказской войны, дальнейшее проживание его среди обезлюдевших лесистых гор привело к уменьшению в его среде числа образованных исламских проповедников. В советское время власти проводили открытую борьбу с религией. Следствием этого стали глубокий упадок исламского религиозного сознания, частичное возрождение древних языческих культов у причерноморских шапсугов. Хотя большинство их по-прежнему считает себя мусульманами-суннитами, лишь очень немногие сохраняют значительную приверженность мусульманской религии, соблюдают исламские обряды. Многие причерноморские шапсуги открыто позиционируют себя не как мусульмане, а как приверженцы древних верований, выполняют обряды поклонения духам природы. В равнинных шапсугских аулах, расположенных по соседству с многочисленными бжедугскими, наоборот, при царском режиме проводилась активная исламская проповедническая деятельность: царские власти пытались таким образом приглушить недовольство страдавшего до революции от безземелья и национальной дискриминации адыгов-мусульман. И хотя в советские годы борьба с религией активно проводилась и в Адыгейской автономной области, следствием чего стало массовое забвение религиозных обрядов, распространение светской культуры, практически все ее коренные жители, включая шапсугов, сохранили мусульманское самосознание. К настоящему времени среди шапсугов Тахтамукайского района Адыгеи в противоположность шапсугам Туапсинского района Краснодарского края и Сочи наблюдается возрастание роли исламских традиций в общественной жизни, увеличение интереса к исламу как религии у молодого поколения.


Источник: history-thema.com

Вернуться в начало


checheninfo.ru



Добавить комментарий

НОВОСТИ. BEST:


ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости


Это интересно

Календарь новостей

«    Сентябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 

Здесь могла быть Ваша реклама


Вечные ссылки от ProNewws

checheninfo.ru      checheninfo.ru

checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

Я.Дзен

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"