ДАЙДЖЕСТ: |
Важным элементом духовной культуры было песенное искусство. У шапсугов, как и у адыгов вообще, отсутствовала собственная письменность. События национальной истории фиксировались в специально сочиняемых по их поводу песнях. Наиболее активными сочинителями, собирателями и распространителями песен были странствующие певцы, которых охотно приглашали в дома усладить слух хозяев, звали на народные торжества. В песнях восхвалялись народные герои и поносились предатели и преступники. Существовали ритуальные песнопения, которыми люди пытались стимулировать созревание урожая, изгнать болезни и т.п. У постели тяжело больного или раненого человека сородичи разыгрывали шумное представление с песнями, плясками, состязаниями, чтобы отогнать злых духов и не дать больному забыться: считалось, что, находясь в забытьи, человек быстрее умрет.
Примерно с XVII в. среди западных адыгов широко распространяется усилиями османских миссионеров исламское учение. Однако быстро его восприняла лишь знатная прослойка общества, наиболее часто контактировавшая с османскими представителями. Простой народ в силу своего консерватизма приобщался к исламу очень медленно, долго сохраняя древние языческие представления, основанные на одухотворении окружающих природных стихий. В конце XVIII в. происходит российская военная колонизация правобережья реки Кубань, куда под именем черноморских казаков были переселены остатки упраздненного императрицей Екатериной II Запорожского войска с Украины. Казаками на Нижней Кубани – прямо у земель родственных шапсугам бжедугов, была построена крепость Екатеринодар, вокруг которой впоследствии вырос город, сегодня называемый Краснодаром. Тогда же произошли первые столкновения шапсугов с российскими военными силами, связанные с вмешательством тех во внутриадыгский социально-политический конфликт. К тому времени в среде шапсугов произошло особенно сильное дистанцирование друг от друга племенной знати и простого народа. Аристократия, жившая за счет труда зависимых людей – рабов и крепостных, все меньше считалась в своих действиях с составлявшими большинство населения тфокотлями, прекращала интересоваться общеплеменными делами, превращаясь в своего рода «племя в племени».
Однажды родовые старейшины одного из северных шапсугских обществ по своему обыкновению дали покровительство проезжавшим через их территорию торговцам. Однако местные тлекотлеши Шеретлуковы, прельстившись богатым товаром, которые везли купцы, пренебрегли решением общества и разграбили их обоз. Нарушение данной старейшинами гарантии безопасности требовало непременного привлечения к ответу виновных, но богатые высшие аристократы проигнорировали возмущение народа. Тогда тфокотли, потеряв терпение, напали на дом зачинщика грабежа и ограбили его самого, захватив его крепостную девушку и оскорбив его мать. Многие представители шапсугской аристократии были возмущены таким неуважением к благородству Шеретлуковых и вознамерились полностью подмять народ под свою власть, однако для сражения со всем племенем их, хотя они и являлись профессиональными воинами, было слишком мало. Оскорбленные тлекотлеши и уорки переселились к соседям-бжедугам, в среде которых влияние племенной знати было гораздо сильнее, а высшая власть принадлежала обладавшим широкими полномочиями князьям. Объединившись с бжедугами, шапсугские аристократы повели войну против собственного простого народа. Бжедугские князья, в свою очередь, заручились поддержкой российских военных властей, стремившихся закрепить свое влияние в Закубанье, тогда еще не являвшимся российскими владениями. В 1796 г. бжедуги при поддержке трех сотен казаков с одной пушкой разгромили шапсугское ополчение возле прикубанской реки Бзиюк. Однако углубляться в территорию Закубанья, которое Россия в то время признавала владением османского султана, русские войска не могли, поэтому после продолжительной войны победа в конфликте между шапсугской знатью и простым народом все же осталась за последним. Аристократы были вынуждены не только от попыток расширить свое влияние, но и отказаться от всех своих традиционных привилегий. В шапсугской земле было упразднено крепостное право: находившиеся в зависимости от знати соплеменники получили личную свободу. Знатные люди отныне сохраняли свое фактически верховодящее положение в обществе лишь за счет накопленного ранее богатства, военного профессионализма (в связи с ним они продолжали возглавлять войска в походе) и опыта в управлении, но юридически они перестали быть высшим сословием.
К 1785 г. войска Российской империи соединили все свои выстроенные в разное время на Северном Кавказе опорные пункты в протянувшуюся через всю его территорию с запада – от низовий Кубани, на восток – до низовий Терека, Кавказскую укрепленную линию. Она стала главным плацдармом российского наступления на кавказских горцев. Тем не менее, начальные отношения шапсугов и обосновавшихся по правобережью Кубани русских носили больше мирный характер. На меновые дворы в русских укреплениях и казачьих станицах шапсуги везли зерно, дрова и лес, которые выменивали чаще всего на соль. В 1824 г. хлеб, закупленный у шапсугов и их соседей натухайцев, был направлен на снабжение голодающего населения в Феодосийском уезде Крыма. 10 сентября 1827 г. делегация шапсугов с северных склонов Кавказа, возглавляемая старшинами Хапачем и Лепсегачем, а вскоре – еще одна, обратились к российской военной администрации в Екатеринодаре с просьбой разрешить их общинам торговлю на русских меновых дворах, так как товары, ввозимые из Турции на Черноморское побережье, отличались большой дороговизной. Однако после того как в 1829 г. османский султан по завершившему очередную русско-османскую войну Адрианопольскому договору признал земли между Кубанью и Черным морем владением российского императора, русско-шапсугские отношения стали стремительно ухудшаться. Султан считал Западный Кавказ своим только потому, что на его побережье располагались османские опорные пункты. Однако они не имели практически никакой политической власти над местным населением, которое османы не могли покорить из-за удаленности кавказских территорий. Многие адыги, вообще, узнали о том, что, оказывается, были подданными султана только после того как российские военные делегаты сообщили им о том, что султан передал их земли в русское владение. Подчинение чьей-то верховной власти совершенно претило свободолюбивому менталитету шапсугов, воспринималось ими как грубое посягательство на традиционный уклад жизни, в котором они видели залог стабильности и благополучия.
В 1841 г. на реке Пшеха в Закубанье состоялся съезд делегатов от всех адыгских племен, на котором было принято постановление об объединении их всех против наступления России, завязывании тесных связей с османским двором, введении разбирательства всех дел по шариату – исламскому религиозному закону. Вольнолюбивым шапсугам принадлежала одна из ведущих ролей в адыгском сопротивлении российской колонизации, они же были одними из наиболее активных участников Кавказской войны с горской стороны. Из их среды происходил знаменитый упоминающийся в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени» Кизбеч Тугужоко-Шеретлуков, во главе отряда из 700 человек разбивший русское подразделение из 1200 человек. Шапсугская народная песня повествует об отчаянном воине Мухаммеде Коджебордукове, захватившем русскую пушку с канониром, но затем героически погибшем в боях за Туапсе. В конце 40-х – начале 50-х гг. XIX в. шапсуги присоединились к исламскому государству, созданному на Западном Кавказе наибом (наместником) знаменитого имама Шамиля Мухаммедом Амином Асиялау. Мухаммед Амин прибыл в 1848 г. из Дагестана, скрытно преодолев русские военные кордоны, сначала в горные земли абадзехов, где и основал свою ставку. Но позже, увидев его успехи в организации государственного управления и отражении продолжавшегося российского наступления в горы, шапсуги, а также убыхи, часть абхазов и натухаевцев согласились признать его власть. Мухаммед Амин учредил впервые в адыгской истории настоящую государственно-административную систему, разделив территорию подвластных земель на округа – махкеме, во главе которых назначал своих чиновников. Была введена всеобщая воинская обязанность для мужчин, учреждались государственные конюшни, тюрьмы для преступников (в виде земляных ям). Также впервые в адыгской истории было введено обязательное начальное образование для детей, которые посещали государственные школы – медресе, обучаясь основам ислама и арабскому письму.
Судебные функции переходили от родовых старейшин к шариатским судам, осуществлявшим правосудие в соответствии с исламским законом. В 1854 г., когда Россия вела оказавшуюся для нее проигрышной Крымскую войну одновременно с Османской империей, Великобританией и Францией, уже достаточно организованные адыгские войска по приказу Мухаммеда Амина скоординированно атаковали все укрепления Черноморской береговой линии, а некоторые из тех подверглись также бомбардировкам вошедших в Черное море британских кораблей. В результате российское командование было вынуждено спешно эвакуировать свои гарнизоны с Черноморского побережья Северного Кавказа. Сами укрепления были взорваны. Ликвидация целой укрепленной линии стала наиболее крупным успехом горцев Западного Кавказа за всю Кавказскую войну.
Однако плоды этих успехов адыги пожинали недолго. Несмотря на то что Россия проиграла Крымскую войну, вопрос о территориальной принадлежности земель между Кубанью и Черным морем до конца не был решен на международном уровне. Адыгское население устало от не прекращающейся уже несколько десятилетий изнурительной и кровопролитной войны. Не привыкшие жить в условиях государственности, власти назначаемых наибом, а не избираемых народом, чиновников адыги все больше раздражались необходимостью нести установленные Мухаммедом Амином непривычные обязанности, унизительными для свободных людей мерами по поддержанию правопорядка (телесными наказаниями, заключением в тюремные ямы). Государство Мухаммеда Амина сохраняло напряженные отношения с ведущими отдельно борьбу с российским наступлением предводителями натухаевцев отцом и сыном Заноко. В феврале 1857 г. на побережье шапсугского Туапсе высадился трехтысячный османский корпус, усиленный подразделениями британского десанта. Интервенты планировали занять основные стратегические пункты Черноморского побережья Северного Кавказа для предотвращения его повторного захвата русскими войсками. Однако горцы с недоверием отнеслись к иностранному вмешательству. Вынудив Россию отступить, они уже не горели желанием вести дальнейшие военные действия, требующие больших потерь. Вскоре османские и британские войска покинули Западный Кавказ.
В 1857 г., преодолев закубанскую равнину, российские войска под командованием генерала В. Козловского заложили у начала северных предгорий укрепление Майкоп, ставшее плацдармом для наступления в горную ставку наиба абадзехское селение Хаджико (не путать с шапсугским Хаджико в современном Сочи) в урочище Каменный Мост. Попытки абадзехов взять Майкоп штурмом потерпели неудачу.В августе 1859 г. на Восточном Кавказе капитулировал имам Шамиль – духовный вождь Мухаммеда Амина. Это позволило российскому командованию перебросить высвободившиеся силы на правый (западный) фланг Кавказской линии. Оставшийся без своего наставника Мухаммед Амин перед лицом нарастающего народного недовольства его правлением заключил с российской военной администрацией договор о вступлении его государства в российское подданство при условии, что горным адыгам будет разрешено свободно следовать исламскому закону и проживать в родных местах. Российская сторона приняла его условия, но потребовала, чтобы сам он, как и его имам, сдался в плен. 20 ноября 1859 г. Мухаммед Амин с двумя тысячами своих гвардейцев сдался, был выслан в Россию и позже уехал в Османскую империю. Оставшись без прежнего правителя, горцы начали волнения. В ходе охвативших страну восстаний были убиты или изгнаны его наместники и чиновники, зарекомендовавшие дурную славу деспотизмом и злоупотреблениями. Объединенным государством горных адыгов стал управлять выборный совет наиболее уважаемых в своих племенах людей – Меджлис, под председательством убыхского вождя Хаджи Корендука Берзека, ставка которого располагалась в долине реки Сочи в земле убыхов.
Тем временем, также перед лицом назревающих волнений угнетенного простого народа, присягу на верность России одно за другим принесли князья равнинных адыгских племен, в том числе северных соседей шапсугов – бжедугов. Это позволило российским военным властям начать возведение укреплений непосредственно у горной полосы, перекрывая горцам свободный доступ к закупке на равнине хлеба, которая выручала их в дождливые годы, когда в горных долинах хлеб уродился плохо. К тому же, перенос укрепленной линии вплотную к горам позволял российской армии быстро совершать вторжения в их глубь, и теперь практически все абадзехские и северные шапсугские селения оказались под постоянной военной угрозой. В сентябре 1861 г. на Западный Кавказ прибыл российский император Александр II. С ним встретилась делегация Меджлиса и подтвердила готовность соблюдать прежние договоренности о российском подданстве при условии прекращения Россией наступательных действий. Император пообещал рассмотреть условия горцев, однако позже по настоянию военных сановников потребовал их выселения из гор на Прикубанскую равнину или переселения в Осмнскую империю. Адыги-горцы, в свою очередь, категорически отвергли эти требования.
В 1862 г., воспользовавшись как поводом для развертывания масштабных военных действий нападением абадзехов на форпост возведенной в горах станицы Баракаевской, российские войска начали наступление на земли абадзехов. Те оказали крайне ожесточенное сопротивление, погибло огромное количество русских солдат и казаков, однако под напором превосходящих сил абадзехи были оттеснены в труднодоступные горные теснины либо вынуждены были отступить на причерноморские склоны – в земли убыхов и шапсугов. Затем началось такое же упорное наступление российских сил на шапсугов и натухаевцев. Потерявшие бóльшую часть боеспособных мужчин за предыдущие долгие годы войныоставить свои северные территории, а в начале 1864 г., преодолев Гойтхский перевал в западной части Главного Кавказского хребта, русская армия заняла Туапсе. После этого Меджлис принял решение о переселении адыгов в единоверную Османскую империю. Началось массовое бегство горцев – по большей части женщин, детей и стариков, к побережью. Французский агент А. Фонвилль, находившийся в это время на Западном Кавказе, в своих мемуарах писал о массовой смертности среди беженцев от голода и холода, в частности, о волках и медведях (которые в причерноморских районах не всегда залегают в спячку), бродивших вдоль троп и выкапывавших трупы умерших из-под снега. Капитаны османских судов, перевозившие население в Турцию за небольшую плату, от алчности так перегружали их, что некоторые корабли тонули, едва выйдя в открытое море. Даже на турецком побережье в лагерях беженцев продолжалась массовая смертность, так как к голодному истощению и подчас совершенно негодным условиям размещения в условиях скученности населения быстро распространялись опасные болезни. 20 мая 1864 г. российские войска заняли последний оплот организованного сопротивления горцев – урочище Кбаада в земле убыхов (в настоящее время там расположен горный сочинский поселок Красная Поляна). На следующий день в Кбааде состоялся парад русской армии в честь окончания многолетней Кавказской войны.
Присоединение к царской и затем к советской России, втягивание в административную и экономическую систему развитой государственности привело к быстрому разложению традиционного уклада жизни оставшихся на Кавказе шапсугов. На смену власти родовых старейшин при царском режиме пришла власть назначаемых российской администрацией аульных старшин, а с установлением советской власти дела общин стали решать сельские советы и колхозные собрания.
В советской России все народы были подчинены единому основному законодательству, в том числе в уголовной и гражданской сферах, хотя шапсуги, как и другие народы Северного Кавказа, еще очень долго вопросы личных отношений решали на неформальных общинных собраниях, особо прислушиваясь к мнению старших членов общины. В настоящее время приверженность традиционным обычаям сохраняется большей частью только на бытовом уровне, в семейном кругу. Быстро кавказские горцы стали пользоваться пришедшими из России более прогрессивными хозяйственными технологиями, стали строить более прочные, чем традиционные, дома из производящихся на заводах строительных материалов: кирпича и др. На огородах распространилось выращивание более продуктивных в сравнении с традиционными культур: картофеля, томата, и других, принесенных новым временем. Хлебные пашни практически исчезли из причерноморских местностей, уступив место плантациям чая, хурмы и других теплолюбивых культур, тогда как хлеб стал в готовом виде ввозиться из других районов. Тем не менее, в горных шапсугских селах по-прежнему распространены садоводство и разведение пчел. Бурное развитие в советские годы текстильной промышленности привело к почти полному исчезновению из повседневного использования традиционной одежды, которую сменила более дешевая современная. В настоящее время из традиционной адыгской одежды достаточно широкое распространение имеет лишь шапка-папаха, которую некоторые мужчины по-прежнему любят носить в холодное время года. Прочие предметы национальной одежды надеваются разве что по торжественным случаям и на фестивалях.
Резкое сокращение численности шапсугского народа и плотности его расселения в результате Кавказской войны, дальнейшее проживание его среди обезлюдевших лесистых гор привело к уменьшению в его среде числа образованных исламских проповедников. В советское время власти проводили открытую борьбу с религией. Следствием этого стали глубокий упадок исламского религиозного сознания, частичное возрождение древних языческих культов у причерноморских шапсугов. Хотя большинство их по-прежнему считает себя мусульманами-суннитами, лишь очень немногие сохраняют значительную приверженность мусульманской религии, соблюдают исламские обряды. Многие причерноморские шапсуги открыто позиционируют себя не как мусульмане, а как приверженцы древних верований, выполняют обряды поклонения духам природы. В равнинных шапсугских аулах, расположенных по соседству с многочисленными бжедугскими, наоборот, при царском режиме проводилась активная исламская проповедническая деятельность: царские власти пытались таким образом приглушить недовольство страдавшего до революции от безземелья и национальной дискриминации адыгов-мусульман. И хотя в советские годы борьба с религией активно проводилась и в Адыгейской автономной области, следствием чего стало массовое забвение религиозных обрядов, распространение светской культуры, практически все ее коренные жители, включая шапсугов, сохранили мусульманское самосознание. К настоящему времени среди шапсугов Тахтамукайского района Адыгеи в противоположность шапсугам Туапсинского района Краснодарского края и Сочи наблюдается возрастание роли исламских традиций в общественной жизни, увеличение интереса к исламу как религии у молодого поколения.
«Паст»: Азербайджанцы в России превратились в настоящую головную боль
АБХАЗИЯ. О спокойной обстановке на курортах Абхазии рассказали туроператоры
КЧР. Рашид Темрезов: «Архыз» стал лучшим горнолыжным курортом в СКФО
АБХАЗИЯ. Оппозиция заблокировала здание правительства в Абхазии
АБХАЗИЯ. Кто главный в Абхазии сегодня: полномочия, выборы и список всех президентов
КЧР. Рашид Темрезов и Сергей Кравцов обсудили строительство флагманской школы в Карачаево-Черкесии
КЧР. Школы муниципальных районов Карачаево-Черкесии получили 22 школьных автобуса
КЧР. Рашид Темрезов: Карачаево-Черкесия снова оказалась лидером по производству минеральной воды