Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

В.В. Дегоев Распад имамата Шамиля власть и властитель в условиях кризиса.


Просмотров: 3 777Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:

Шамиль явно не торопился использовать момент. Более того, в 1853-1856 гг. он проявил едва ли не минимальную военную активность за всю историю Кавказской войны. Одна из двух его вылазок в восточную Грузию (1854 г.) выглядела как простой грабительский набег и не похоже, чтобы она была частью какого-то стратегического плана союзников в Малой Азии. Относительно другой вылазки (1853 г.) секретарь Шамиля утверждал, что ее целью являлось соединение с турецкими войсками в Закавказье, о чем имама просило османское командование в Карсе.33 В пользу этой версии вроде бы говорит и письмо Шамиля султану Абдул-Меджиду (не позже марта 1853 г.), где содержится сообщение о «гибельном положении» имамата и просьба о помощи.34 Существуют и другие аргументы, склоняющие к предположению о намерении имама если не соединиться с турками в Закавказье, то во всяком случае поддержать их диверсионными операциями, отвлекающими русскую армию. Но доказывает ли все это, что Шамиль сделал бесповоротный внешнеполитический выбор и готов был идти на тесный союз с Османской империей? Весьма сомнительно. По свидетельству приближенных, Шамиль не хотел официально принимать турецкий протекторат, ибо тогда он, по исламским законам, лишался титула имама и переходил в подданство к главе правоверных — султану.35 Такая перспектива противоречила главной цели его политической жизни. Преподнести имамат — свое любимое творение — в подарок падишаху никоим образом не входило в его планы. Шамиль мог посылать султану почтительные, даже заискивающие письма, при этом на деле решительно отказываясь превращать себя в инструмент осуществления его замыслов на Кавказе. Конечно, в глазах горцев, считавших Османскую империю едва ли не первой державой мира, сам факт установления с ней отношений «на высшем уровне» значил немало. Это поднимало престиж Шамиля, особенно там, где он пошатнулся. Но имама не удовлетворял лишь моральный фактор. Он ждал осязаемых для себя результатов сотрудничества с турками — прежде всего в виде военной победы над Россией и устранения русского присутствия на Кавказе. Однако не следует думать, будто ему не терпелось поменять русское господство на османское, которое ущемляло бы его суверенную, самодержавную власть. Наблюдая за поведением Шамиля в годы Крымской войны, трудно отделаться от ощущения, что имам скорее имитировал бурную военную активность — на случай, если союзникам удастся победить Россию, и тогда он тоже сможет претендовать на свою долю от «пирога победителей». Как видно из посланий Шамиля в Карс, ему хотелось, чтобы в Турции «не думали, что мы (горцы — В.Д.) ничего не делаем, — мы тоже действуем».36

По всей видимости, позиция Шамиля была ближе к выжидательной. Он внимательно следил за тем, на чью сторону склонится чаша весов в Крымской войне. Сокрушительные поражения турок в Закавказье (1853, 1854 гг.) заставили усомниться в их способности одолеть Россию.37 Сомнения усилились, когда Шамиль с удивлением узнал о положении дел под Севастополем. Он прокомментировал ситуацию так: «Стыдно им (Англии, Франции, Турции — В.Д.)! В восемь месяцев три царя не могут взять одну крепость!»38


Сыграли роль и другие обстоятельства. Истый мусульманин, Шамиль не прощал нарушений религиозных канонов никому, даже падишаху. Имам не верил в его благочестивость и в богоугодность установленных им в своей стране порядков.39 Во время Крымской войны Порта сделала достаточно, чтобы Шамиль утвердился в своем скептическом отношении к ней. С началом турецкой закавказской кампании он ясно дал понять, что хочет получить официальное приглашение к союзу и точные сведения о стратегических планах турок.40 Но вразумительного ответа так и не последовало, отчасти потому, что турки сами толком не знали, как им действовать на малоазиатском театре войны. Как суверенного владыку с огромными заслугами перед исламом, Шамиля глубоко задел тот факт, что султан лишь однажды (6 октября 1853 г.) обратился к нему лично.41 Во всех остальных случаях с имамом вели переписку второстепенные фигуры — представители османского военного командования в Малой Азии и на Черноморском побережье Кавказа. Они требовали, чтобы Шамиль признал себя вассалом султана, и постоянно делали ему бестактные замечания по поводу несвоевременности или ошибочного направления его действий.42 А когда в довершение всего имаму прислали турецкие генеральские эполеты, приравняв его тем самым к многочисленному семейству профессиональных слуг султана, то он пришел в такое негодование, что поклялся не иметь никаких дел с турками.43


Вместе с тем, во время Крымской войны, против всяких ожиданий, заметно смягчились отношения Шамиля с Россией. И это при том, что русские силы в Дагестане и Чечне были значительно сокращены ввиду переброски их в Крым и Закавказье. Вместо того, чтобы воспользоваться этим, он обменивался учтивыми посланиями с русскими властями, чего не бывало с 1837 года. Имам дал согласие на установление торговых связей с Россией, хотя и в ограниченном объеме, и сам охотно пользовался услугами русских купцов.44 Сближению с Россией способствовали и переговоры по поводу возвращения Джемалэддина, а затем и сама процедура обмена его на грузинских княгинь-заложниц.45


Таким образом, внешняя политика Шамиля в годы Крымской войны была неоднозначной. Протурецкое направление в ней и неудачные попытки оказать поддержку туркам в Закавказье сочетались со стремлением достижения выгодного мира с Россией или, по крайней мере, к сохранению реальных шансов на это. Как можно предположить, для Шамиля основным условием примирения с противником являлось признание последним его власти над горцами.46 Но в конечном итоге все зависело от исхода Крымской войны, в ожидании которого имам балансировал между двумя внешними силами. Такая тактика целиком определялась центральной задачей его внутренней политики — сохранение имамата в его авторитарно-теократической форме и в максимально возможных территориальных границах.


Если допустить, что Шамиль действительно надеялся на успех союзников в Закавказье, то в 1856 г. ему пришлось сильно разочароваться. Проиграв войну в целом, Россия, благодаря своим победам на кавказском театре, не только сохранила, но и укрепила военно-политические позиции в этом регионе. Взятие Карса произвело на народы Кавказа куда более сильное впечатление, чем падение «какого-то» Севастополя. О первом на Востоке знали многие, о втором — едва слыхали. Значение этого факта с прискорбием отмечали западные недруги России. Они констатировали, что Кавказ теперь полностью отдан в ее руки и уже ничто не сможет остановить окончательного покорения Дагестана и Чечни и продвижения русских войск дальше, в Среднюю Азию.47 Узнав об условиях Парижского договора (1856 г.), понял это и Шамиль. Вероятно, осознал он и тот факт, что в ожидании исхода Крымской войны и в надежде на победу союзников был упущен благоприятный момент для заключения с Россией более выгодного для имама мирного договора, чем тот, на который он мог рассчитывать теперь, если, конечно, Петербург вообще согласится говорить о мире.


Вместе со сведениями о примирении Абдул-Меджида с Россией имам получил как бы законный и утешительный для собственного самолюбия повод последовать его примеру: почему для Шамиля должно быть зазорным то, что позволительно султану? По некоторым данным, имам как будто заявил приближенным о своей готовности воспользоваться этим поводом.48 Тем не менее он пока не решался прямо обратиться к Петербургу. Источник колебаний оставался прежним: Шамиль не был уверен, что ему предложат приемлемые условия и позволят сохранить лицо. После окончания Кавказской войны имам признавался, что давно бы заключил мир с Россией, если бы не опасался ссылки в Сибирь.49 Впрочем, есть свидетельство и о том, что Шамиль допускал почетный для себя вариант соглашения — официальное признание его «ханом дагестанским» в обмен на прекращение войны. При таком развитии событий имама, по его собственным словам, беспокоила отрицательная реакция народа на столь резкую перемену политического и идеологического курса: от проповеди ненависти к гяурам и газавата — к миру и дружбе с неверными.50 Не отрицая важной роли последнего обстоятельства, мы все же склоняемся к мысли, что проблема сохранения власти в прежнем виде волновала Шамиля больше, чем общественное мнение, которым он всегда умел управлять в своих интересах.


читать далее


checheninfo.ru



Добавить комментарий

НОВОСТИ. BEST:

ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости

Это интересно

Календарь новостей

«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Здесь могла быть Ваша реклама


Вечные ссылки от ProNewws

checheninfo.ru      checheninfo.ru

checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

Я.Дзен

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"