ДАЙДЖЕСТ: |
Тайп,тейп (нахск.тайпа: «род, племя») — единица организации вайнахских народов (чеченцев, ;ингушей, бацбийцев), самоидентифицирующаяся общим происхождением входящих в неё людей, вероятно, изначально имела характер территориального и родо-племенного объединения. От других тайпов отличается чеченский тайп — он не является родом в этнографическом понимании и в некоторых случаях объединял людей по принципам, не обязательно связанным с кровным родством. Тайповые структуры прослеживаются со времён средневековья и к современному историческому периоду продолжают иметь важное значение для большой части вайнахского этноса, хотя в разных районах Чечни и Ингушетии данный термин может восприниматься немного по-разному. Весь период существования тайпа происходили изменения в его организации, а также не прекращалось расселение вайнахов по «не родным» районам своей страны и другим регионам, в результате сегодня в чеченских, ингушских и некоторых дагестанских селениях можно встретить представителей десятков различных тайпов.
Чеченцы — в середине XIX века чеченское общество состояло более чем из 135 тайпов, около 100 из которых были объединены в 9 союзов-тукхумов[1] :18-19, в наши дни насчитывают до 100—110 так называемых «горных тайпов» и 60—70 «равнинных»
Этимология
Вайнахское названиетайп(а), возможно произошло от арабского слова таифа, которое означает «группу», «общину» или «сообщество людей» (араб. طائفة [ˈt̪ˁɑːʔifa], множ. طوائف [t̪ˁɑˈwaːʔif], от طاف [ˈt̪ˁɑːfa] — «путешествовать» [3] , исследователь Л. Илясов считает что словотайппроникло в Чечню не ранее XVII века, а различные формы родовых объединений, существовавшие у вайнахов ранее, носили другие названия [4]:33. Также в нахских языках тайп, как и арабское таифа, имеет второе значение — «вид», «сорт», «класс». Этнограф С. А. Хасиев отмечает, что некоторыми местными «исследователями высказывались опасения по поводу отождествления тайпа с этнографическим родом…» [5] :73 , так как термин тайпболее многосложен. Видный знаток вайнахской истории А. Саламов писал: «Считаю незакономерным перевод на русский язык значение слова „тайпа“ как род (если под этим словом имеется в виду „род“ как социально-экономическая категория)» [6].
Варианты связи происхождения названий собственно тайпов: имя полумифического предка [7] (гендаргеной,цонтарой,химойи др.), место жительства [8] , род занятий [8] (бавлой — «строители башен»), прошлое социальное положение [8] (белгатой — «те, кто работают на кого-то»,ялхой — «выплачивающие подать, ясак»), войсковые отряды [4] :35 (лаыпкарой — «вспомогательные отряды»,ширдой — «пращники»).
Исследования
Начиная с 20-х годов XX века среди многих советских исследователей Кавказа господствовалалженаучная теория связанная с представлением о вайнахах, как обществе застывшем на стадии родо-племенных (тайповых) отношений вплоть до Октябрьской революции 1917 года и после неё. Например историк-марксист М. Н. Покровский писал, что «Чечня конца XVIII столетия страна дофеодальной патриархально-родовой демократии» [9] , видный историк и источниковед Е. Н. Кушева также делала вывод о том, что в горных районах Чечни и Ингушетии в XVI—XVII веках население жило «родо-племенными образованиями» [10] . С этими представлениями об отсталости вайнахского общества и некоторой его идеализацией связано то, что в 30-е годы XX века даже некоторые местные исследователи предпринимали попытки назвать общественно-экономический строй вайнахов родо-племенным — «тайпизмом» или «тайповым строем» [11] . Значительным опровержением этой теории, которая уже стала постепенно внедряться в официальную науку, стала работа исследователя М. А. Мамакаева — «Чеченский тайп в период его разложения» [1] , где он развенчивает миф о родовом единстве вайнахов накануне революции 1917 года, и то, что их общество якобы не знало внутри себя ни сословного деления, ни общественного антагонизма. В своей работе он доказывал, что тайп, пройдя многовековую историю, характеризовался на определённом этапе распадом прежнего родового единства, и не являлся той «чудесной» организацией, где все были равны. Исследование М. А. Мамакаева стало очень популярно и дважды переиздавалось в 60-х, 70-х годах XX века, среди критических отзывов по этой работе, существенное замечание было сделано известным чеченским этнографом С. А. Хасиевым, который указал, что некоторые стороны чеченского тайпа М.А.Мамакаев ошибочно отождествляет с понятиями классического рода у ирокезов по Л. Г. Моргану[5]:70-72.
Во второй половине XX века, прямо или косвенно, проблему вайнахского тайпа затрагивали в своих работах ряд известных исследователей истории и этнографии Чечни и Ингушетии: Л. Ильясов, Т.А.Исаева, Т.А.Мазаева, И. М Саидов, А. А.Саламов, А.С.Сулейманов, С.А.Хасиев, К. 3. Чокаев, А.И.Шамилев и др., однако история тайпа по сей день вызывает споры и дискуссии, оставаясь в некоторых вопросах до конца не понятой и малоисследованной в монографическом плане[12]:295.
Понятие термина
Вайнахским тайпом обычно называется родо-племенное объединение, связанное в древности общей территорией проживания, некоторое отличие имеет чеченский тайп — его нельзя относить к общепринятому понятиюрод, несмотря на то, что по внешним признакам он и напоминает его. Основные отличия чеченского тайпа от рода: в тайпе не распространяется кровная месть на всех его членов, отсутствует экзогамия, может не быть хозяйственной и имущественной общности. Некоторые варианты определений для тайпа:
— Мамакаев М. А. ( Чеченский тайп в период его разложения. 1973 г.)
Вероятно, возникновение тайпово-тукхумной (у ингушей —шахар) структуры произошло в период после нашествия Тамерланана Кавказ в конце XIV века. По предположению исследователя Л. Ильясова, разгром вайнахских обществ сопровождался также уничтожением их государственных институтов, со своими правящими династиями и цивилизованными навыками правления, которые предки чеченцев и ингушей нарабатывали веками [4] :34 . Этнограф С. А. Хасиев предполагает образование института тайпа около XVI века, хотя и не исключает возможности его возникновения и несколько ранее. [5] :75-76. Также существует гипотеза (А. Х. Танкиев [13] , что вайнахи уже в XIII веке, после нашествия монголов, стали объединяться в тайповые союзы, для более эффективного отражения нападений врагов. Большинство исследователей сходятся во мнении, что в период политического и экономического упадка, когда вайнахи под натиском врагов вынуждены были уходить из плодородных долин в суровые ущелья гор, возникла социальная модель организации при низком уровне развития производительных сил и отсутствия классовой дифференциации общества — тайп.
Вероятные способы образования тайповых сообществ [4] :36 : 1) объединение территориальных общин (в том числе военных поселений, ремесленных общин), 2) разрастание кровнородственных организаций и придание им социальных функций, то есть функций тайпа, 3) становление тайпа на базе компактно расселившихся групп чужеземцев.
Функционирование тайпа
Принципы организации тайпа:
В период становления тайпа, как социальной структуры, в него входили различные родственные объединения, самое крупное из которыхвар —род. Со временемварвышел у чеченцев из употребления, его более широкие социальные функции перешли к тайпу, а более узкие — к мелким кровнородственным объединениям —некъи, у ингушей понятиеварсохранилось, но уже в ином значении[4]:33, 35. Внутренняя структура тайпа: «семья» (доьзал) → «люди одного дома» (ц1а) → «люди одной дороги» (некъи) → «люди одной ветви» (гары) → тайп.
Сопоставление
Ряд учёных ошибочно отождествляют с тайпом иные формы объединения у вайнахских и других кавказских народов, что связано со сложностью и некоторой запутанностью родовых групп у народов Кавказа в прошлом — «для обозначения этих групп употребляется иногда целый ряд терминов, как местных, так и заимствованных из других языков»[18].
Внутри вайнахского общества
Некоторые исследователи наделяют тайп теми же функциями, что и его древнего предшественника —вар(род), однако, в отношении чеченского тайпа это является ошибкой (см. разделПонятие термина). Другое объединение, вероятно, первоначально активно конкурировавшее с тайпом, конфессиональная община —вирд. Известны неоднократные случаи, когда вайнахи ставили вирдовое родство («вирда ваша») выше кровного [5] :74 .
Некоторые сопоставления вайнахского тайпа, как социального института, можно провести с подобными формами объединений у других кавказских народов (по С. А. Хасиеву)[5]:75-76
АСТРАХАНЬ. Глава СКР заинтересовался двумя инцидентами в Астраханской области
СЕВАСТОПОЛЬ. В Севастополе для школьников провели викторину «Не попади в сети»
СТАВРОПОЛЬЕ. Больше трети жителей Ставрополья встретят Новый год дома с семьей
КБР. КБР собирается резко нарастить мощности плодоовощехранилищ к 2030 году
СТАВРОПОЛЬЕ. Глава Ставрополья заявил об успешном выполнении дорожного нацпроекта
ИНГУШЕТИЯ. Прокуратура Ингушетии через суд восстановила права ребенка-инвалида на социальную пенсию