Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

Тайп в чеченском обществе


Просмотров: 5 391Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:
Тайп в чеченском обществе

Тайп,тейп (нахск.тайпа: «род, племя») — единица организации вайнахских народов (чеченцев, ;ингушей, бацбийцев), самоидентифицирующаяся общим происхождением входящих в неё людей, вероятно, изначально имела характер территориального и родо-племенного объединения. От других тайпов отличается чеченский тайп — он не является родом в этнографическом понимании и в некоторых случаях объединял людей по принципам, не обязательно связанным с кровным родством. Тайповые структуры прослеживаются со времён средневековья и к современному историческому периоду продолжают иметь важное значение для большой части вайнахского этноса, хотя в разных районах Чечни и Ингушетии данный термин может восприниматься немного по-разному. Весь период существования тайпа происходили изменения в его организации, а также не прекращалось расселение вайнахов по «не родным» районам своей страны и другим регионам, в результате сегодня в чеченских, ингушских и некоторых дагестанских селениях можно встретить представителей десятков различных тайпов.

 

Чеченцы — в середине XIX века чеченское общество состояло более чем из 135 тайпов, около 100 из которых были объединены в 9 союзов-тукхумов[1] :18-19, в наши дни насчитывают до 100—110 так называемых «горных тайпов» и 60—70 «равнинных»

 

Этимология


Вайнахское названиетайп(а), возможно произошло от арабского слова таифа, которое означает «группу», «общину» или «сообщество людей» (араб. طائفة [ˈt̪ˁɑːʔifa], множ. طوائف [t̪ˁɑˈwaːʔif], от طاف [ˈt̪ˁɑːfa] — «путешествовать» [3] , исследователь Л. Илясов считает что словотайппроникло в Чечню не ранее XVII века, а различные формы родовых объединений, существовавшие у вайнахов ранее, носили другие названия [4]:33. Также в нахских языках тайп, как и арабское таифа, имеет второе значение — «вид», «сорт», «класс». Этнограф С. А. Хасиев отмечает, что некоторыми местными «исследователями высказывались опасения по поводу отождествления тайпа с этнографическим родом…» [5] :73 , так как термин тайпболее многосложен. Видный знаток вайнахской истории А. Саламов писал: «Считаю незакономерным перевод на русский язык значение слова „тайпа“ как род (если под этим словом имеется в виду „род“ как социально-экономическая категория)» [6].

 

Варианты связи происхождения названий собственно тайпов: имя полумифического предка [7] (гендаргеной,цонтарой,химойи др.), место жительства [8] , род занятий [8] (бавлой — «строители башен»), прошлое социальное положение [8] (белгатой — «те, кто работают на кого-то»,ялхой — «выплачивающие подать, ясак»), войсковые отряды [4] :35 (лаыпкарой — «вспомогательные отряды»,ширдой — «пращники»).

 

Исследования

 

Начиная с 20-х годов XX века среди многих советских исследователей Кавказа господствовалалженаучная теория связанная с представлением о вайнахах, как обществе застывшем на стадии родо-племенных (тайповых) отношений вплоть до Октябрьской революции 1917 года и после неё. Например историк-марксист М. Н. Покровский писал, что «Чечня конца XVIII столетия страна дофеодальной патриархально-родовой демократии» [9] , видный историк и источниковед Е. Н. Кушева также делала вывод о том, что в горных районах Чечни и Ингушетии в XVI—XVII веках население жило «родо-племенными образованиями» [10] . С этими представлениями об отсталости вайнахского общества и некоторой его идеализацией связано то, что в 30-е годы XX века даже некоторые местные исследователи предпринимали попытки назвать общественно-экономический строй вайнахов родо-племенным — «тайпизмом» или «тайповым строем» [11] . Значительным опровержением этой теории, которая уже стала постепенно внедряться в официальную науку, стала работа исследователя М. А. Мамакаева — «Чеченский тайп в период его разложения» [1] , где он развенчивает миф о родовом единстве вайнахов накануне революции 1917 года, и то, что их общество якобы не знало внутри себя ни сословного деления, ни общественного антагонизма. В своей работе он доказывал, что тайп, пройдя многовековую историю, характеризовался на определённом этапе распадом прежнего родового единства, и не являлся той «чудесной» организацией, где все были равны. Исследование М. А. Мамакаева стало очень популярно и дважды переиздавалось в 60-х, 70-х годах XX века, среди критических отзывов по этой работе, существенное замечание было сделано известным чеченским этнографом С. А. Хасиевым, который указал, что некоторые стороны чеченского тайпа М.А.Мамакаев ошибочно отождествляет с понятиями классического рода у ирокезов по Л. Г. Моргану[5]:70-72.

 

Во второй половине XX века, прямо или косвенно, проблему вайнахского тайпа затрагивали в своих работах ряд известных исследователей истории и этнографии Чечни и Ингушетии: Л. Ильясов, Т.А.Исаева, Т.А.Мазаева, И. М Саидов, А. А.Саламов, А.С.Сулейманов, С.А.Хасиев, К. 3. Чокаев, А.И.Шамилев и др., однако история тайпа по сей день вызывает споры и дискуссии, оставаясь в некоторых вопросах до конца не понятой и малоисследованной в монографическом плане[12]:295.

 

Понятие термина

 

Вайнахским тайпом обычно называется родо-племенное объединение, связанное в древности общей территорией проживания, некоторое отличие имеет чеченский тайп — его нельзя относить к общепринятому понятиюрод, несмотря на то, что по внешним признакам он и напоминает его. Основные отличия чеченского тайпа от рода: в тайпе не распространяется кровная месть на всех его членов, отсутствует экзогамия, может не быть хозяйственной и имущественной общности. Некоторые варианты определений для тайпа:

  1. М.Мамакаев, 1973. Тайп (периода XVIII — нач. XIX вв.) — совокупность родственных групп людей или семейств, происходивших от одного общего предка и сформировавшихся на основе примитивных производственных отношений. Члены тайпа, имея одинаковые личные права, были связаны между собой кровным родством по отцовской линии. Иными словами, в понимании чеченца и ингуша тайп — это патриархальная, экзогамная группа людей, которая происходит от одного общего предка [1]:21-23.
  2. С. А. ;Хасиев, 1986. Тайп — первоначально искусственная общность низших слоев населения, предназначенная сплотить их в социальной борьбе за свои права, позднее, в период классового общества, тайп остаётся как пережиточное явление. Тайп несет на себе отпечаток разноэтнического, сословного, географического и производственного характера. Основной причиной образования общественного института тайпа являлась антифеодальная борьба вайнахского крестьянства против феодалов, как своих, так и пришлых [5] :75-76 .
  3. Т. А. Мазаева, 1999. Тайп — кровнородственное объединение семей по отцовской линии и может насчитывать от 30 до 40 поколений, многие подобные объединения имеют своего полумифического предка. В прошлом тайпы обладали своей собственной территорией, кладбищами, боевыми башнями, храмами и святилищами [7] .
  4. Л. Ильясов, 2001. Тайп — «институт, выполняющий социально организующие функции (то есть функции государства на примитивном уровне) и имеющий единую территорию, общую экономическую, правовую и идеологическую базу». Это объединение, обычно состояло из одного или нескольких сёл, но его нельзя отождествлять ни с родовой, ни с племенной организацией, типологически он сравним лишь с классической сельской общиной [4] :33 .

История

Возникновение.
«Тайпы и тайповая организация — это порождение общественного строя, происхождение и расцвет которого значительно древнее того периода вайнахской истории, который поддается относительно полной реконструкции с точки зрения его социальных институтов.»

— Мамакаев М. А. ( Чеченский тайп в период его разложения. 1973 г.)


Вероятно, возникновение тайпово-тукхумной (у ингушей —шахар) структуры произошло в период после нашествия Тамерланана Кавказ в конце XIV века. По предположению исследователя Л. Ильясова, разгром вайнахских обществ сопровождался также уничтожением их государственных институтов, со своими правящими династиями и цивилизованными навыками правления, которые предки чеченцев и ингушей нарабатывали веками [4] :34 . Этнограф С. А. Хасиев предполагает образование института тайпа около XVI века, хотя и не исключает возможности его возникновения и несколько ранее. [5] :75-76. Также существует гипотеза (А. Х. Танкиев [13] , что вайнахи уже в XIII веке, после нашествия монголов, стали объединяться в тайповые союзы, для более эффективного отражения нападений врагов. Большинство исследователей сходятся во мнении, что в период политического и экономического упадка, когда вайнахи под натиском врагов вынуждены были уходить из плодородных долин в суровые ущелья гор, возникла социальная модель организации при низком уровне развития производительных сил и отсутствия классовой дифференциации общества — тайп.

 

Вероятные способы образования тайповых сообществ [4] :36 : 1) объединение территориальных общин (в том числе военных поселений, ремесленных общин), 2) разрастание кровнородственных организаций и придание им социальных функций, то есть функций тайпа, 3) становление тайпа на базе компактно расселившихся групп чужеземцев.

 

Функционирование тайпа

 

Принципы организации тайпа:

  1. Единство и незыблемость тайповых отношений для каждого сородича тайпа.
  2. Право на общинное землевладение.
  3. Объявление всем тайпом кровной мести другому тайпу за убийство и общественную дискредитацию члена данного тайпа.
  4. Безусловное запрещение брака между членами одного тайпа.
  5. Оказание отдельным членам тайпа помощи в случае бедствий или несчастий.
  6. В случае смерти члена тайпа — объявление траура всем тайпом. Строгое воздержание от участия в увеселениях.
  7. Тайпом руководилтайпанан хьалханча — предводитель тайпа, возглавлявший Совет старейшин.
  8. Выбор предводителя, производившийся Советом старейшин, не носил наследственного характера.
  9. Каждый тайп имел свой Совет старейшин.
  10. Совет старейшин избирался из числа мудрых и уважаемых людей пожилого возраста, но независимо от имущественного ценза.
  11. Совет старейшин заседал открыто, и каждый чеченец мог прийти по своему желанию и присутствовать сам, получить слово и высказать своё мнение.
  12. Все члены Совета старейшин имели равные права.
  13. Тайп имел право смещать и назначать своего предводителя и военачальника.
  14. Бесправное положение женщины при решении правовых вопросов.
  15. Право на усыновление посторонних людей — принятие в состав данного тайпа.
  16. Переход имущества умершего к членам тайпа.
  17. Каждый тайп имел свое определённое имя, полученное им от своего предполагаемого родоначальника и принадлежавшее исключительно ему одному.
  18. Тайп занимал особую территорию и имел свою тайповую гору.
  19. Тайпу принадлежала и тайповая башня, возведенная его родоначальником.
  20. Тайп имел свое божество с определённым образом религиозного культа.
  21. Тайп открывал праздники, связанные с культом своего божества.
  22. Тайп имел свое отдельное тайповое кладбище.
  23. Тайповое гостеприимство.

Структура

В период становления тайпа, как социальной структуры, в него входили различные родственные объединения, самое крупное из которыхвар —род. Со временемварвышел у чеченцев из употребления, его более широкие социальные функции перешли к тайпу, а более узкие — к мелким кровнородственным объединениям —некъи, у ингушей понятиеварсохранилось, но уже в ином значении[4]:33, 35. Внутренняя структура тайпа: «семья» (доьзал) → «люди одного дома» (ц1а) → «люди одной дороги» (некъи) → «люди одной ветви» (гары) → тайп.

  1. Род (тайп) возглавлял предводитель рода (чеч. тайпана хъальмчха(?) ). Род мог возглавить только член рода и всегда по крови. Род возглавлял не обязательно старейшина, налицо были только заслуги перед родом. Предводитель рода избирался Советом старейшин на неопределённый срок. Выбор предводителя рода не носил наследственного характера. Предводитель рода возглавлял, только если можно так сказать, гражданскую организацию рода.
  2. Совет старейшин (чеч. тайпан кхел ) руководил всей жизнедеятельностью рода. При выборе в Совет старейшин в принципе отсутствовал элемент наследования. Совет старейшин формировался по представительному принципу на неопределённый срок, обычно до смерти старейшины или его немощи, препятствующей участию в работе совета. Совет старейшин выбирал предводителя рода и военного предводителя рода. Реально Совет старейшин выбирался по принципу представительства от селения или внутри его на общем собрании членов рода, но постоянным органом был именно Совет старейшин, а не собрание рода. Реально это была единственная функция собрания рода.
  3. Военный предводитель рода (чеч. б1аьччи ) мог быть и не член рода по крови, он возглавлял всю военную организацию рода. Военный предводитель рода выбирался Советом старейшин и в расчёт принимались военные навыки и доблести. Военный предводитель рода не подчинялся предводителю рода по военным вопросам.

Сопоставление

 

Ряд учёных ошибочно отождествляют с тайпом иные формы объединения у вайнахских и других кавказских народов, что связано со сложностью и некоторой запутанностью родовых групп у народов Кавказа в прошлом — «для обозначения этих групп употребляется иногда целый ряд терминов, как местных, так и заимствованных из других языков»[18].

 

Внутри вайнахского общества

 

Некоторые исследователи наделяют тайп теми же функциями, что и его древнего предшественника —вар(род), однако, в отношении чеченского тайпа это является ошибкой (см. разделПонятие термина). Другое объединение, вероятно, первоначально активно конкурировавшее с тайпом, конфессиональная община —вирд. Известны неоднократные случаи, когда вайнахи ставили вирдовое родство («вирда ваша») выше кровного [5] :74 .

  • Вар(нахск.ваьр) — кровнородственное объединение, все члены которого восходят к реально существующему единому предку [4] :35.
  • Вирд — бытовое название религиозной общины, своеобразие которой объясняется некоторыми особенностями распространениясуфизмасреди вайнахов.

С другими народами Кавказа

Некоторые сопоставления вайнахского тайпа, как социального института, можно провести с подобными формами объединений у других кавказских народов (по С. А. Хасиеву)[5]:75-76

  • С адыгскими братствами называемыми тлеух.
  • Возможно тайп, а также группы тайпов (чеченские тукхумы, ингушские шахары) сопоставимы по некоторым аспектам с дагестанскими сообществами —тухумами.

Примечания

Комментарии
  1. ↑Этнограф Т. А. Мазева сообщает о существовании в Чечне в различное время до 160 тайпов и 11 тукхумов (Мазаева Т. А. Предисловие к книге Хожаев Д.Чеченцы в русско-кавказской войне. — Грозный, 1999).
Источники
  1. 123Мамакаев М. А.Чеченский тайп в период его разложения. — Грозный, 1973.
  2. ↑Вачагаев Майрбек.Современное чеченское общество: мифы и реальность.. — Швеция:CA&CC Press® AB. журнал № 2, 2003. — С. 26.
  3. ↑Баранов Х. К.Арабско-русский словарь. — 2007.
  4. 12345678Ильясов Л.Чеченский тайп: мифы и реалии. Вестник «Лам», Бюллетень Международного общественного и культурного центра «Лам», № 4(8). — Грозный, 2001 г.
  5. 123456Хасиев С. А.О социальном содержании института «Тайп» чеченцев (XIX — начала XX вв.), «Вопросы политического и экономического развития Чечено-Ингушетии (XVIII — нач. XX вв.)» — Грозный, 1986.
  6. ↑Саламов А. А.Не затушевывать социальные противоречия прошлого. Известия ЧИНИИИЯЛ, т. 4, в. 1. — Грозный, 1964.
  7. 12Мазаева Т. А.Предисловие к книгеХожаев Д.Чеченцы в русско-кавказской войне. — Грозный, 1999.
  8. 123Чокаев К. 3.Географические названия Чечено-Ингушетии. Архив ЧИИИСФ, ф. 1, оп. 1, д. 16.)
  9. ↑Покровский М. Н. Дипломатия и войны царской России в XIX веке. — М., 1923. — C. 200.
  10. ↑Кушева Е. Н.Народы Северного Кавказа и их связи с Россией в XVI — 30-е годы XVII в. — М., 1963. — С. 80-81.
  11. ↑Революция и горец, журн. № 4. — Ростов-на-Дону, 1931. — С. 24.
  12. ↑Ахмадов Ш. Б.Чечня и Ингушетия в XVIII — начале XIX века. (Очерки социально-экономического развития и общественно-политического устройства Чечни и Ингушетии в XVIII — начале XIX века). — Элиста: АПП «Джангар», 2002.
  13. ↑Танкиев А. Х.Ингуши. — Саратов, 1998.
  14. ↑Адисултанов А. А.Акки и аккинцы в XVI—XVIII веках.. — Грозный: «Книга», 1992.
  15. ↑Твердый А.В.Топонимический словарь Северного Кавказа. Ч. 1, 2.. — Краснодар, 2006.
  16. ↑Сергеева Г. А. , Булатова А. Г.Традиционное и новое в современном быте и культуре дагестанцев переселенцев.. — Москва:«Наука», 1988.
  17. ↑Я. В. Чеснов.Чеченцем быть трудно. Тайпы, их прошлое и роль в настоящемНезависимая газета, 22 сентября 1994. № 181.
  18. ↑Косвен М. О.Этнография и история Кавказа. — М., 1961. — С. 24.

Литература 

  • Мамакаев М. А.Чеченский тайп в период его разложения.. — Грозный, 1973.
  • Ильясов Л.Чеченский тайп: мифы и реалии. // Вестник «Лам», Бюллетень Международного общественного и культурного центра «Лам», № 4(8).. — Грозный, 2001.(Отрывок из работы, по материалам Всерос. науч. конф. Москва, 19-20 апреля 2005).



checheninfo.ru


Источник: Извлечение из материала Википедии

Добавить комментарий

НОВОСТИ. BEST:


ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости


Это интересно

Календарь новостей

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Здесь могла быть Ваша реклама


checheninfo.ru      checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

 checheninfo.ru  checheninfo.ru checheninfo.ru checheninfo.ru Ютуб Гордалой  checheninfo.ru Ютуб Гордалой Ютуб Гордалой checheninfo.ru

 checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"