С. ОСЕТИЯ. Начиная с правления Петра I Российское государство становится открытым для европейских гостей местом. Первыми кто сюда переселяются — это немцы, с этого момента их количество на территории страны поразительным образом растёт. Уроженцы Германии начинают играть очень важную роль в развитии только ещё становящейся империи, а с XVIII-го века — занимают ключевые правительственные посты. Первоначально выходцы из Германии расселяются по территории страны независимо от религии или профессиональной принадлежности в Немецких слободах, которые позже встречаются во многих русских городах. Немцы играют значительную роль в жизни страны. Нет такой сферы деятельности, где бы выходцы из германских стран не оставили бы о себе память с добрыми воспоминаниями.
На рубеже XVIII-XIX вв. в империю по разным причинам бежит крестьянское население Германии, но важно то, что их перемещение осуществляется на добровольной основе. Согласно манифесту Екатерины II, всем приезжим обещают взамен различные льготы и получение бесплатной земли. Постепенно в империи складывается довольно разноликая немецкая диаспора — этнически и культурно объединённое сообщество людей, у которых одинаковый язык, традиции и принадлежность к Лютеранской Церкви. Эмигранты селятся в Поволжье, в Казахстане, в Польше и Северном Кавказе.
Немцы на Северном Кавказе. Когда заканчивается война и тамошние территории становится частью Российской империи, то Кавказ начинают заселять новые люди. Так как местные земли на тот момент отличаются большой дешевизной целые общины решают продать свои дома и с радостью переехать на новое место жительство близ Эльбруса или Казбека. Приезжие неоднократно обращаются в кавказскую администрацию с просьбой выделить им территорию для развития сельского хозяйства. Несмотря на то, что жители гор сами страдали от малоземелья, немцы таки добиваются своего.
В 1861 году во Владикавказ пребывают германские семьи и на северной окраине города, в селении Михайловское, основывают первый район переселенцев. Некоторое количество немцев появляется во Владикавказе намного раньше. Служащие, офицеры русской армии обосновываются здесь во времена Кавказской войны. Но на одном поселении немцы не останавливаются. В 1882 году на землях Муссы Кундухова основывается второе. После переселения в Турцию его владение становится собственностью империи и за верную службу отдаются ушедшему в отставку генерал-майору Эглау. Он решает сдать его в аренду на очень привлекательных условиях группе переселенцев. Место получает название Эммаус. В том же году на землях генерала Смекалова и Золотарёва образовывается ещё одно немецкое поселение под названием Гнаденбург. Но это не конец мест, где начинают жить уроженцы европейской страны становится всё больше, кто-то переезжает семьями во Владикавказ, а кто-то создаёт с нуля новое село, арендуя землю. Всё это говорит о стремительном заселении местности выходцами из Германии. Если проанализировать сельскохозяйственное состояние немецких поселений, то можно предположить, что адаптация переселенцев проходила долго и не так просто, как может показаться на первый взгляд: «хлебопашеством занимались мало и в самых небольших количествах разводили табак, сажали картофель, капусту. Садоводством же вообще не занимались. При такой скудности занятий, они не только не обрабатывали все земли, выделенные им на правой стороне Терека, но значительную часть такой отдавали под пастбища туземцев, а скошенное сено иногда продавали жителям города». Зачастую немцы жаловались на то, что их поля травят другие горожане.
Трудности адаптации. Осознавая то, что немецким переселенцам не удаётся выполнить обещанного — сформировать образцовое хозяйство, кавказская администрация вынашивает план изгнания всех уроженцев Германии из города за его черту, в село Михайловское, где иностранцы смогли устроиться получше. Большая часть из них трудится, занимаясь садоводством, хлебопашеством, огородничеством и одновременно в этим они продают свои продукты во Владикавказе. В немецкой общине существуют свои правила, например, они избирают главу. Кандидатуры выдвигают немцы, а назначением занимается начальник области. Внутренний порядок поддерживают писарь и десятники — это название воинской должности и командира формирования из 10 человек в Русском войске.
«Владикавказские немцы», те что живут непосредственно в городе являются представителями интеллигенции — врачами, фармацевтами, учителями. Среди них также есть ремесленники, которые занимаются литьём свечей и многим другим. Городская среда полезна тем, что обеспечивает высокий уровень контактности с местным населением и это способствует быстрой адаптации, однако те, что существуют внутри поселений ведут замкнутый образ жизни. Вот, что о них пишут: "…немцы не оказали никакого культурного влияния на окружающее население. Самодовольные, сомнительные, высокомерные, они смотрят с пренебрежением на представителей других национальностей, как будто на какие-то низшие существа, не входят с ними ни в какое общение, кроме самых необходимых". На самом деле контакты немцев и других народов по началу ограничиваются коротким общением в хозяйственно-бытовой среде. Поэтому переселенцы на Кавказе мало чем отличаются от тех, кто живёт в Санкт-Петербурге, в Москве или Поволжье, однако они ярко выделяются на фоне местных жителей. Это хорошо видно по дому, уроженцы Германии строят их из кирпича с остроконечными крышами. Стоящие внутри кровати, сундуки и прочая домашняя утварь ярко раскрашивается, а вместо стульев используются скамейки. Самым значимым элементом интерьера немецких домов является сервант с праздничной посудой, которую используют лишь при приёме гостей или по праздникам. Внутри дома нельзя увидеть икон, однако немцы очень любят излишнее количество декоративных элементов, поэтому комнаты обязательно украшаются кружевными салфетками, картинами с пейзажами и так далее.
Национальный колорит сохраняется и в одежде, и в обычаях, и в пище, потому что немецкие поселения почти не контактируют с местным населением. Одним из самых важных этапов адаптационного периода выступает поиск места, связанного с религией народа. Здесь возможны два варианта: либо строительство нового места, либо освоение уже существующих. Немецкие колонисты не стали исключением. В Михайловском поселении немцами-лютеранами основывается молельный дом
В конце XIX-го столетия число проживающих во Владикавказе немцев возрастает, а вместе с ним увеличивается количество лютеран. Община думает о том, чтобы построить целый храм и им это удаётся. На углу улиц Моздокской и Гимназической, ныне ул. Льва Толстого и ул. Миллера возводится лютеранская кирха. Здание немецкой церкви во Владикавказе является единственным памятником готической архитектуры, украшающим историческую часть города, радуя современных горожан своим величием и чудесными звуками музыки. Стоит отметить, что строительство молельного дома и кирхи играет на пользу переселенцам. В этих местах они находят утешение и силы на преодоление трудностей в адаптации на новом месте. Кроме того, без участия храма не проходит ни одно значимое событие в жизни немца. Здесь крестят детей и оглашается известие о браке.
В конце XIX- начале XX вв. немецкие крестьяне начинают вылезать из-под панциря, принимая всё большее участие в жизни города. В этом переселенцам помогают их же соотечественники, которые до Северного Кавказа успевают пожить в российских губерниях за счёт чего хорошо узнают русский язык и культуру. Когда языковой барьер преодолевается, то контакты немцев увеличиваются, они начинают общаться с осетинами, большинство из которых тоже разговаривают на русском. Спустя время во Владикавказе появляются смешанные браки между немцами и различными народностями. Адаптация переселенцев в разы становится проще благодаря тому, что они прекращают контакты с прародиной, однако в конце 1914 года, установившиеся общение, подвергается испытанию в годы Первой Мировой войны. Германия становится противником Российской империи, поэтому регионы страны получают распоряжение, согласно которым все немецкие общины становятся угрозой общественного порядка. В школах запрещается немецкий язык. Так как переселенцев из Германии лишают права иметь в собственности земли и пользоваться ими, многие немецкие поселения в Осетии исчезают. Немцы не остаются в стороне и от социальных потрясений внутри страны. В конце 30-х гг. среди них обнаруживается большое количество «врагов народа», в число которых попадают священники, пасторы немецких кирх. Как следствие, в 1937 году кирхи закрываются
28 августа 1941 года во времена Великой Отечественной войны происходит ещё одна трагедия - выходит указ М. И. Калинина, в котором постановляется навсегда выселить немцев со всех уголков СССР в пустынные районы Казахстана, Средней Азии, Алтая и Западной Сибири. Они обвиняются в союзничестве с фашистской Германией и шпионаже. Через 15 лет в 1955 году в Северную Осетию начинают возвращаться немцы. Удивительно, но большую часть из них составляют те, кто ранее не проживал на Кавказе. Северная Осетия - это одна из тех немногочисленных республик, предоставляющая переселенцам не только прежние места поселения, но и абсолютно новые, ранее не заселенные ими. Порядка трех тысяч человек начинают жить во Владикавказе, Михайловском, Беслане, селении Раздзoг и Октябрьском. Несколько десятилетий жизни в страхе и боязни подвергнутся наказанию со стороны правительства или враждебности местного населения не способствуют сохранению этнических признаков. Сами немцы учатся не выделяться и не демонстрировать своё происхождение. Они живут достаточно скромно и незаметно, забывая обряды, традиции и обычаи. Но им удаётся сохранить национальное самосознание, в 1989 году больше половины выходцев с Германии, живущих в Осетии, признают своим родным языком немецкий..
Почётные немцы Владикавказа. Немецкие поселенцы оставляют значительный след в истории Осетии. Многие из их имён Республика помнит до сих пор и связывает с важными для города событиями. Ярким примером является Барон Василий Штейнгель, построивший во Владикавказе водопровод, а его сын — Рудольф Штейнгель связывают со строительством железной дороги Владикавказ-Ростов-на-Дону. Уже следующий в поколении — Владимир Рудольфович Штейнгель выступает владельцем кирпичного завода, именно он дарит Владикавказу свой особняк, в котором размещается городская управа. Большой вклад в историю и культуру Осетии вносят инженер Бемэ, архитектор Шмидт, генерал-майор Эглаy, помощник начальника Терской области генерал К. Гунниус, наказной атаман Терского казачьего войска генерал С. Флейшер и другие представители немецкой диаспоры.
1990-е годы. Новым толчком в сохранении самосознания немцев становится «Взрыв этничности», всколыхнувший в середине 1990-х годов во всей стране. 8 марта 1994 года основывается «Немецкий культурный центр», перед которым стоят такие задачи, как сплочение людей в рамках общения, сохранение самобытности культуры, организация изучения языка и истории немецких поселений
Post scriptum. Сегодня в каждом городе России пытаются сохранить культурное многообразие. Владикавказ — столица Северной Осетии всегда имела собственный колорит. Исторически сложилось, что здесь проживали русские, армяне, грузины, ингуши, азербайджанцы, украинцы и даже греки. Немцы — одни из участников этого многонационального ансамбля, чей вклад важен и значим.
checheninfo.ru