В ноябре 1941 года храбрецы, защитники Родины – бойцы батареи Сергея Оганова (Оганяна) – совершили подвиг.
В течение нескольких дней сдерживали наступление огромной и доселе непобедимой немецкой машины на подступах к Ростову-на-Дону, тем самым выиграв время для наших войск, чтобы собрать силы и нанести контрудар.
Сергей Андреевич (Мамбреевич) Оганов (Оганян) родился 23 февраля 1921 года в городе Тифлисе (ныне Тбилиси) в семье рабочего. Еще учась в 9-м классе, Сергей подал заявление в Тбилисское горно-артиллерийское училище, которое окончил накануне Великой Отечественной войны (тревожная весть о начале войны застала курсанта в летнем лагере) и уже с июля воевал на Южном фронте. Участвовал в боях на Днепре в районе города Херсона, в обороне Мелитополя, Мариуполя и Ростова-на-Дону.
Из характеристики, выданной в училище: «Сергей Оганов пользуется большим авторитетом, энергичен, решителен, инициативен и изобретателен, дисциплинирован и требователен. Специальная подготовка хорошая. Достоин досрочного окончания и присвоения воинского звания лейтенанта. Можно назначить командиром батареи».
Будучи командиром батареи, Сергей Оганов геройски сражался в оборонительных боях под Ростовом-на-Дону осенью 1941-го с 1-й танковой группой признанного мастера стремительных маневров и фланговых ударов Эвальда фон Клейста.
Из публикации Игоря Кияна в газете «Наша Версия» (№17, 12–18 мая 2025 г.):
«Красой и гордостью соединения Клейста считалась танковая дивизия «Лейбштандарт Адольф Гитлер» – элитное формирование войск СС, созданное на базе личной охраны германского фюрера. Именно ей, закаленной в боях, и предстояло взять Ростов.
Наступающим немцам противостояла 56-я армия, сформированная наспех в октябре 1941 года. Впрочем, о реальном количестве наступающих немецких сил не было даже примерного представления.
Срочно, с миру по нитке, собрали всех, кто мог держать оружие: ополченцев, курсантов, бойцов НКВД. Полагаться приходилось только на мужество. И красноармейцы не подкачали. Батарея лейтенанта Оганова, встав на пути бронетанковых войск, полегла в полном составе, успев сжечь 22 «панцера»… Но все же отразить марш Клейста было уже невозможно – 21 ноября немцы заняли Ростов».
Осенне-зимняя кампания 1941 года стала настоящим вызовом существованию Советского Союза. Красная армия отступала по всем фронтам. На севере гитлеровцы блокировали Ленинград. Под Вязьмой фон Бок успешно зажимал в «котел» 19 стрелковых дивизий и 4 танковые бригады – общие потери советской стороны достигли почти миллиона человек. Не менее тяжелая ситуация складывалась на юге, где гитлеровцы, разгромив войска Южного фронта, заняли Донбасс и вышли к побережью Азовского моря. Следующей целью был Ростов-на-Дону. В плане операции «Барбаросса» донская столица занимала особое место. Город не зря носил неофициальное звание «ворот Северного Кавказа» – его взятие открывало прямую дорогу к Чечено-Ингушской АССР и далее в Закавказье. То есть к грозненским и бакинским нефтепромыслам.

17 ноября 1941 года началась Ростовская наступательная операция РККА (Рабоче-крестьянской Красной армии), целью которой был разгром 1-й танковой группы Клейста и ослабление наступления немецких моторизованных и танковых частей под Москвой. Одновременно с началом наступления советских войск утром 17 ноября 3-й армейский моторизованный корпус генерала танковых войск барона Макензена основными силами нанес удар по занимаемым частями 317-й Бакинской стрелковой дивизии позициям. Главной целью наступления был захват войсками корпуса ворот Кавказа, плацдарма для атаки на нефтеносные районы СССР – города Ростова-на-Дону.
Батарея Сергея Оганова в составе 606-го стрелкового полка 317-й стрелковой дивизии 56-й армии Южного фронта участвовала в обороне Ростова. 17 ноября у села Большие Салы Мясниковского района Ростовской области батарея заняла позицию на кургане Бербер-Оба рядом с селом. Три орудия лейтенант Оганов расположил на склонах кургана, откуда хорошо простреливалась вся равнина, по которой предполагался прорыв танков противника. Четвертое орудие заняло позицию недалеко от окраины села.
Бой начался с 14:00 17 ноября и продолжался 18 ноября. Утром этого дня два батальона эсэсовцев при поддержке 50 танков 13-й танковой дивизии устремились в направлении села Красный Крым. На пути у них встала батарея лейтенанта Сергея Оганова, который был не только командиром, но и наводчиком, и подносчиком снарядов, и заряжающим. Сергей Оганов лично подбил три вражеские машины до того, как был смертельно ранен осколком снаряда. Погиб и его заместитель – лейтенант Василий Иванович Пузырев. После их гибели политрук Сергей Васильевич Вавилов принял командование на себя, встав к орудию, выполнял также функции погибших стрелка и наводчика. Расстреляв весь боезапас, Вавилов был смертельно ранен, с противотанковой гранатой бросился под вражеский танк.
Около шести часов герои-артиллеристы (менее трети штатного состава) вели неравный бой и отразили три массированные танковые атаки, подбили и сожгли 22 вражеских танка, а две бронемашины подорвали связками гранат комсорг батареи старший сержант Федор Захарович Балеста и ездовой 3-го орудия Василий Семенович Ткаченко. В бою погибли 27 воинов героической батареи, были разбиты и повреждены все 4 пушки. Благодаря действиям батареи Оганова на этом рубеже обороны враг не прошел.
Указом Президиума Верховного Совета СССР «О присвоении звания Героя Советского Союза начальствующему и рядовому составу Красной армии» от 22 февраля 1943 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» Сергей Мамбреевич Оганов удостоен звания Героя Советского Союза (посмертно).
Этим же указом звание Героя Советского Союза присвоено младшему политруку Сергею Васильевичу Вавилову (посмертно).
Приказом Министра обороны СССР С.М. Оганов навечно зачислен в списки батареи Тбилисского высшего артиллерийского командного училища имени 26 Бакинских комиссаров, а также в списки личного состава 160-го гвардейского танкового полка, дислоцированного в Забайкальском военном округе.
В 1972-м на кургане, где совершили свой подвиг артиллеристы (и названном народом «Артиллерийский курган»), был установлен памятник (автор памятника – архитектор Э. Калайджан). В 1983-м памятник, посвященный артиллеристам батареи – командиру Оганову и политруку Вавилову, был установлен в Ростове-на-Дону на пресечении Таганрогского проспекта и улицы Оганова (архитектор – С. Хасабов, скульптуры – П. Кочетков и Э. Кочеткова). Памятник «Огановцам» установлен и в самих Больших Салах. Именем Оганова названы улицы в Ростове-на-Дону и в селе Большие Салы.
Сергей Оганов был похоронен в братской могиле на кургане Бербер-Оба, но после войны братскую могилу перенесли в центр села Большие Салы.
Полосу подготовили Марина и Гамлет Мирзоян, Москва
checheninfo.ru