ДАЙДЖЕСТ: |
Панкисское ущелье, расположенное в верховьях реки Алазани на северо-востоке Грузии, на территории Ахметского района, на рубеже ХХ—ХХI веков стало широко известно в связи с развивавшимися там политическими процессами. Совсем другая ситуация складывалась здесь на рубеже ХIХ—ХХ веков, что и является темой данной статьи.
Основное население ущелья составляют кисты или кистины, которые фактически являются чеченцами, переселившимися в массе своей в первой половине ХIХ века из горной Чечни. Согласно этнографическим данным первое поселение кистов в Панкиси возникло приблизительно в 1826 году. Тогда здесь поселился основатель села Дуиси с родственниками. Немного позднее, во времена имамата Шамиля (конец 1840-х гг.), было основано село Джоколо. Третьим возникло селение Омало, остальные — позже. Компактное переселение кистов было завершено к 1860 году, хотя единичные случаи имели место и намного позднее. В Панкиси переселялись выходцы из горных малоземельных ущелий на границе с Грузией: Майиста, Мелхиста, Терлой, Хильдихарой, Хачарой и Гезехой (Итумкалинский район), также были переселенцы из ингушей — галашевцев и джераховцев и аварцы из Дагестана, в основном мусульманские проповедники. Кроме того, в ущелье живет около тысячи беженцев из Чечни, переселившихся сюда в 1990—2000-е годы. Кисты живут в следующих селениях Панкиси (данные переписи населения Грузии 2002 года смотрите в таблице).
На данный момент кисты составляют большинство населения и в селе Думастури, откуда за последние девять лет выехало большинство осетин. В целом в селах Ахметского района (33,07 тыс. жит.) кисты на 2002 год составляли 20,9% населения, а вместе с чеченцами — 24,1%. Сейчас почти все кисты — мусульмане. Особенно повысилась религиозность кистов после прибытия сюда чеченских беженцев. М. Вачагаев закономерно заключает, что именно под влиянием чеченских беженцев в ущелье произошли очевидные изменения в пользу большой исламизации данного региона. Сегодня в ущелье действуют несколько мечетей: две в Дуиси, по одной в Омало, Джоколо, Биркиани, Цинубани, ШуаХалацани. При этом в ущелье уже нет ни одной реально действующей церкви.
Извлечение из статьи "ИМАМ ТРЕХ НАРОДОВ ИСА-АПАНДИ ТАШАЗУЛ" Новое Дело. 29 Ноября 2011
Дополнительные сведения.
Юсуб КАВТАРОВ. Джокола из Майсты или откуда в Панкиси чеченцы.
В те времена, когда имам Шамиль стал устанавливать свою власть в Аргунском ущелье, шариат был принят везде по ущелью, от Шатоя до Итум-кале. Лишь выше живущие аулы не признали власти Шамиля и не желали присоединиться к имаму. Джокола был ярким представителем чеченских обществ, не желавших подчиняться ни русскому царю, ни имаму Шамилю. В воспоминаниях современников, в документах, преданиях сохранился образ этого бесшабашного горского предводителя из общества Майста.
Родился Джокола около 1818 года в семье Деркиза в ауле Пого. Уже молодым он выдвинулся в лидеры общества. К 30 годам Джокола был самым уважаемым среди майстинцев. Уважение это подкреплялось славой Джоколы как наиболее удачливого предводителя дружин.
После образования Имамата Шамиль и его наибы силой оружия присоединяли к новому государству не желавшие никому подчиняться чеченские общества.
Не избежали этих притязаний и майстинцы, которые в то время не были даже и мусульманами, исполняя языческую обрядность совместно с соседними родственниками – хевсурами, которые были такими же «христианами», как майстинцы «мусульманами». Майстинцы, используя неприступность своих мест и горя желанием отстоять свою независимость, несколько раз отбивали попытки шатоевских и итумкалинских наибов присоединить их к Имамату. Не имея возможность штурмом овладеть аулами майстинцев, наибы блокировали общество Майста, не давая майстинцам закупать продовольствие, иметь хозяйственные и культурные связи с горной Чечней.
Блокада была сильным ударом по социально-экономической жизни горцев. Именно острая нехватка средств к существованию, борьба за землю, феодальные междоусобицы – а не врожденное «хищничество» горцев – были причиной резкого возрастания количества набегов на соседних горных грузин и кахетинцев. Кстати, соседние хевсуры и тушины сами тоже нередко совершали набеги в соседнюю Чечню. Но хевсуров, тушин и чеченцев, прежде всего майстинцев и мелхистинцев, гораздо большее связывало, чем разъединяло. Они имели друг с другом обширные родственные связи, владели языками соседних народов, имели одну культуру, одни обычаи, одни верования. Даже считаясь мусульманами, майстинцы и мелхистинцы отправляли моления в общих с хевсурами языческих храмах. В период внешней опасности хевсуры объединялись с горными чеченцами (кистинцами), как это было, например, с 25 мая по 10 августа 1813 года в боях с царскими войсками, совершившими поход против хевсуров.
Майста имела очень мало плодородной земли. Блокированный наибами Джокола решил с частью людей переселится, так как в Майстах стали голодать, да и население увеличилось. Еще до этого тушины посылали Джоколе своих людей с вопросами, при каких условиях бы он согласился прекратить нападения и набеги на тушин. Джокола ответил, что он согласен оставить тушин в покое, если те отдадут ему часть земель в Алазанской долине. Парламентеры вернулись и передали его слова своим. Иван Цискаришвили, который в это время был предводителем тушин, обещал мир и полное покровительство.
При содействии тушин в конце 1851 года Джокола и 54 семейства из его тэйпа переселились в Панкиси.
Зная о бедности переселенцев, местная власть обещала до зимы выдать необходимые деньги и зерно. Когда обещанное к выдаче стали задерживать, майстинцы отправились в путь, чтобы уйти оттуда. Догадывающиеся о том, чем это может кончиться, тушины вернули чеченцев и выполнили все обещанное. Тогда же было записано соглашение о том, что они будут сражаться против дагестанцев, в случае нападения оных. С тех пор с той стороны границу Грузии берегли они.
Джокола вернулся в Чечню, а часть майстинцев все же осталась в Грузии, основав в Тушетии кистинское селение Туга-юрт.
АБХАЗИЯ. Сколько мандаринов и фейхоа из Абхазии ввезли в Россию?
Ю.ОСЕТИЯ. Саммит G20. Протесты в Грузии и Абхазии. Ядерная война близко?
ВОЛГОГРАД. В области появилась дорога между селами Лозное и Большая Ивановка
Ели в Ингушетии попали под особый контроль перед Новым годом