ЧЕЧНЯ. Даже те, кто никогда не читал легенды и мифы горного края, держа в руках бутылку нарзана, знают, что это напиток богатырей-нартов, в силе и величии которых нет причин сомневаться.
Нартский эпос, волею исторического случая, стоит особняком в мифах и легендах России. Народы Кавказа — осетины, адыги, карачаевцы и балкарцы, ингуши и чеченцы — сложили свою легендарную историю о богатырях-нартах.
Все они имели определенное родство между собой под мудрым наставничеством «матери нартов» Сатаней. Удивительно, но сказания кавказских народов не отражали исторических событий; выбор пал на сказочные сюжеты с характерными персонажами. Древние мотивы касаются происхождения эпических героев, их уязвимости и, наоборот, бессмертия.
Эпос адыгов, к примеру, чаще всего передавался в музыкальной форме. Героические песни звучали не только дома, но и в походах. В нотной фразе отражалась близость к предкам и их невидимое покровительство любых событий. В песнях всегда присутствовал солист и хоровой аккомпанемент.
При этом какой-либо инструментальной помощи исполнителям не требовалось; добавлялись лишь народные шичепшин и пхачич для создания полной композиции и наиболее эффектного звучания. Именно в музыкальном эпосе по сей день передается слава подвигов и образ бесстрашия самого знаменитого у богатыря-нарта Сосруко.
Осетинская нартиада — сказка, где добро всегда побеждает зло. Будь то Батраз, который олицетворяет бога войны, оставаясь сдержанным и мудрым, или Сослан, которому удается вернуться из царства мертвых. Интересно, что Батраз также известен своими невероятными способностями в битве, и его дружба с другими нартами создает мощное братство, способное преодолевать любые трудности.
У ингушей и чеченцев нартов разделили на характерные образы. Так, все местные знают, кто такой Боткий Ширтка — вайнахский мифологический персонаж умел перемещаться между мирами.
Раздавая предсказания нартам, он часто обижался на них и уходил в загробный мир. Но от таких перемещений была и безусловная польза: от усопших предков он принес знания и мельницу. Также стоит упомянуть Села-Сату — мудрую наставницу нартов, советчицу и покровительницу невест, которая подарила людям ножницы, наперсток и иглы.
Языковеды выдвигают мнение, что нартский эпос был создан для борьбы с хаосом, а сказания четко расставляют всю информацию о мироустройстве. Сами нарты борются за порядок, побеждая стихии — как природные, так и внутренние.
Эволюция нартов прошла путь от небесных существ, созданных богами стихии, до земных в образе великанов. Еще одной ступенью стали младшие нарты, выступившие в виде местных князей или рыцарей. Они появились значительно позже — после установления окончательного порядка.
Современные исследования показывают, что нартский эпос не теряет своей актуальности: его сюжеты активно используются в современной литературе, театре и кинематографии. Эпические герои продолжают вдохновлять молодежь, и их образы становятся символами силы, смелости и справедливости. Многие культурные мероприятия, такие как фестивали фольклора или конкурсы рассказчиков, создают платформу для возрождения интереса к этим древним легендам.
Их отрисовывают художники для комиксов и детских сказок, а герои эпоса появляются в виде принтов на одежде и аксессуарах. Язык, на котором говорили богатыри Северного Кавказа, всё больше интересует школьников, желающих его изучать.
Нартский эпос, будучи олицетворением кавказского духа, продолжает жить и развиваться в современном мире, передавая важные культурные традиции из поколения в поколение.
checheninfo.ru