ЧЕЧНЯ. В истории Северного Кавказа есть фигуры, чьи имена не увековечены в официальных хрониках, но живут в названиях земель, рек и аулов. Одним из таких людей был Магомет-мулла — чеченский лекарь, основатель аула Магомет-Юрт, ныне известного как станица Вознесенская в Малгобекском районе. Согласно четвёртому тому «Топонимии» А. Сулейманова, именно он дал имя этому поселению, а его имя до сих пор звучит в географических названиях региона.
Магомет-мулла прославился тем, что лечил людей парами серных (горячих) источников, которые использовались чеченцами «с незапамятных времён». Об этом упоминается даже в газете «Терские ведомости» за 1910 год: когда в 1845 году строилась станица Михайловская (ныне Серноводская), врач Тенгинского полка Кедров обнаружил эти источники и узнал, что за лечением к ним веками приходили чеченцы под руководством именно доморощенного лекаря Магомет-муллы.
Интересно, что следы его деятельности обнаруживаются сразу в трёх точках Северного Кавказа. Помимо Магомет-Юрта (чечен. Махьмад-Юрт), ингушское название которого — Махьмад-ХитIе («к источнику Махмада»), его имя встречается и в микротопонимии Серноводской: возвышенность «Махьмад гIун корта» («вершина колодца Махмада») указывает на место, где, вероятно, он продолжил лечебную практику после разрушения родного аула.
Судя по датам — основание Магомет-Юрта приходится на 1837–1838 годы, а упоминание о его деятельности у Серноводской — на 1845-й, — речь, скорее всего, идёт об одном и том же человеке. В 1840 году, в рамках стратегии Российской империи по разрыву связей между чеченцами и кабардинцами, аул Магомет-Юрт был уничтожен, а его жители вынуждены были переселиться в «непокорные» горные аулы. Вероятно, именно тогда Магомет-мулла обосновался в районе современного Серноводского (Эна-Хишка), где и продолжил своё целительское служение.
В 1847 году на месте бывшего аула была основана казачья станица Магомет-Юртовская, позже переименованная в Вознесенскую — но память о чеченском лекаре сохранилась не только в архивных документах, но и в самом ландшафте: в названиях балок, колодцев и холмов.
Таким образом, Магомет-мулла — не просто историческая фигура, а живой след национальной памяти, воплощённый в топонимике и народной традиции. Его история — напоминание о том, как глубоко коренятся в земле имена тех, кто служил людям, даже если официальная история их не увековечила.
checheninfo.ru