Этимология этого выражения восходит к пословице "Дуткъа деллачахь хедар ду дерза ца туьгуш дерг"/Где утончится, там и nopвeтся то, что уже не исправишь. (ср."Буткъбеллачуьра бен хаьдда бац муш” - Канат рвется там,где тонко). Читать дальше...
В современном чеченском языке "дола" (помимо значения "локоть") имеет значение "старинная мера длины от локтя до конца пальцев". Иначе говоря, "дола"(локоть) — единица измерения длины, не имеющая определённого значения и примерно соответствующая расстоянию от локтевого сустава до конца вытянутого среднего пальца руки. Читать дальше...
У самых разных народов мира с древнейших времен число "семь" считалось волшебным и таинственным. Так, древние говорили о семи чудесах света, полагали, что Вселенная состоит из семи элементов, число семь вошло в легенды различных верований о сотворении мира, и т.п. . Читать дальше...
Выражение восходит к традиции ношения амулетов, которая идет от первобытных верований. У древних вайнахов, как и у многих народов мира, существовала целая система якобы профилактических способов охраны от враждебных сил, сглаза, злых духов, болезней и т.п. Читать дальше...
Йо1-б1аьрг (уст.)- зрачок глаза - отверстие в радужной оболочке глаза, через которое в глаз и проникают световые лучи. Следовательно, это одна из важнейших частей, органа, отвечающего за зрение. Отсюда становится понятным и смысл выражения, которое употребляется в значении "Беречь что-либо с большим трепетом и внимательностью как самое ценное" (ср русск. "Хранить как зенипу ока"). Читать дальше...
Выражение - традиционная концовка многих чеченских сказок. Подобные стихотворные концовки представляли собой пожелание сказочника врагам или слушателям. (Ср. "урс -тур царна, ка-бож ваина"// "Ча - борз шех летта, даьттан гуьмалк ас йиъна" и т.д.). Пожелание "ка-бож" (козел-баран) и "гуьмалк" (уст. "чаша ,кувшин" с маслом") были не случайны. Читать дальше...
Чаппаг1а - несоклько измененная Форма современного слова ”чапха" -ружейный затвор. В данном слове на Фонетическом уровне произошло оглушение конечного г1 (х). Само же выражение появилось в языке в период распространения на Северном Кавказе куркового огнестрельного оружия с затвором (дз1ок йолу топ). Читать дальше...
Так говорят о человеке, который бесследно исчез, который скрылся так, что не найдешь. Возникновение выражения связано с одним из обрядов бытовой магии у древних вайнахов. Читать дальше...
Выражение восходит к последнему в этом ряду. Дело в том, что "илли" не пелись, а говорились речитативом (олуш хилла), причем только представителями мужского пола. Женщины, напротив, пели, а не сказывали. Читать дальше...
Выражение восходит к пословице "Йича хуьлу киршах дирша", - аьлла 1уьно тоьхна ши ма1а а яьккхина" ("Если сделать становится рогатое животное безрогим",- сказал пастух, сбив два рога"). "Кирша" и "дирша" - термины обозначающие (соответственно) рогатого или безрогого барана. Читать дальше...
"Кит"- (уст) - так называли древние вайнахи кожанный бурдюк, предназначенный для хранения и транпортировки жидкости . При необходимости его можно было надуть. В таком виде его можно было использовать как подушку при длительных переходах и путешествиях или же использовать при преодолении водных препятствий вплавь. Читать дальше...
Выражение восходит к древнему чеченскому суровому обычаю, когда у человека, совершившего какой -л. позорный поступок, принесшего в общество заразную болезнь или совершившего поступок, который стал причиной неоправданных и многочисленных смертей, при захоронении отделяли голову от тела и ложили к ногам покойника. В таком виде и хоронили... Читать дальше...
Выражение восходит к одному из древнейших обрядов в судопроизводстве древних вайнахов по адату, в частности к обряду принесения очистительной присяги. Согласно правовым нормам адата, подозреваемый, чтобы доказать несостоятельность надвигаемых в его адрес обвинений, обязан был очиститься. Читать дальше...
В древности у чеченцев существовал обычай, согласно которому все, что не понравится другу или гостю (если он даже не высказал своего желания, а только дал понять о своем желании) горец, по неписаному закону гор и горскому этикету, был обязан подарить высказавшему свое восхищение или пожелание. Седло же лошади ни дарить, ни продавать не полагалось. Читать дальше...
В выражении закреплен один из древнейших обрядов скрепления дружбы, куначества, побратимства клятвой. Согласно этому обычаю двое мужчин, принадлежавших к разным родам, обществам или народностям, вступали в настолько тесные дружеские отношения, что эти отношения по своему смыслу близки к кровнородственным отношениям, что делало для них вопросом чести оказывать друг другу помощь и защиту. Читать дальше...
![]() |
ИНГУШЕТИЯ. В Ингушетии более 3 500 человек приняли участие в «Диктанте Победы»
СТАВРОПОЛЬЕ. 62-летнему жителю Невинномысска дали строгий срок за экстремизм
ГРУЗИЯ. Когда новый закон об иноагентах в Грузии вступит в силу?
ГРУЗИЯ. Гражданская панихида по Зурабу Церетели проходит в Тбилиси
ГРУЗИЯ. Чемпионат Европы по тяжелой атлетике в 2026 году примет Грузия
ГРУЗИЯ. Кавелашвили в честь Пасхи помиловал более 30 заключенных в Грузии
ЧЕЧНЯ. Чеченские борцы триумфально выступили на Первенстве России: золото и серебро в Назрани
СЕВАСТОПОЛЬ. Более 800 человек пострадали из-за взрыва в порту, есть погибшие