Согласно Исторической Энциклопедии под ними понимаются ираноязычиые племена, расселившиеся с 111 века до нашей эры по 1V век нашей эры в степях от Тобола до Дуная. Энциклопедический же словарь говорит, что «сарматы - объединение восточных скотоводческих племен аланы, роксоланы, совраматы языки и др.).
В VI—IV веках до нашей эры они жили на территории от Тобола до Волги. В VII веке до нашей эры вытеснили из Северного Причерноморья скифов Страбон же отождествляет сарматов со скифами. «К северу и океану обитают в ней кочевые и в повозках живущие скифы; посереди их сарматы, — которые тоже скифы». В этнонимах (на звание народа) сарматы, сов-раматы, саматы, саматы, тагмагы. хариматы, языматы, яксаматы приводимых античными писателями, прослеживается родственный вайнахскому языку компонент — мат, означающий понятие «место, стоянка, страна» (ср. чеч. метта мот «стоянка овец», цхьамат восходит к пхьа «село» + мат «место») и проявляющий родство с урартским мату «страна».
Отсюда этимологизируются (объясняются) такие названия древних народов, обитавiих в античную эпоху на Северном Кавказе, как сар¬маты (восходит к шар «плоский, ровный» + мат), coвpa-мат (восходит к совра «ко жа + мат»), хариматы (восходит к ха «охрана» + мат) а-гаматы (восходит к ага «лощина, низина» + мат) и др. Напрашивается мысль что сарматы (сирматы, сюрматы)— исконно древневайнахское сложное название народа, существовавшего в Предкавказье за несколько веков до нашей эры и получившего свое название от места обитания — т. е. слово сарматы восходит к исконно вайнахскому сур «войско» + мат «равнина», что означало равнинное войско ср. хевсур, восходящее к чеч. ха «охрана», груз, хе-вн «ущелье»+ сур «войско», т. е. войско ущелья). Что касается слова сур «войско, армия. боевое. скопление, военизированная охрана, поселение», то оно является исконно вайнахcким, легшим в основу оно¬мастики и топонимики: ср. чет. сур + «воин», где хо суффикс профессии, суь-ра корта «войско — гора», а дословно «вершина войска», сурхот1а (еурхахи) «село Сурхо — ингушское село в Назрановском районе. Этнонимы же язаматы и яксаматы, которых античные авторы локализуют в предгорьях Дагестана и Чечено-Ингушетии, также в своих названиях отражают место их заселения, В данном случае язаматы (т. е асса-маты) поселенцы на Ассе, а яксаматы — поселенцы на Аксае (т. е. аксаматы).
Таким образом, рассматриваемый этнонимический пласт, отражающий топонимику и род занятий древ¬них народов Предкавказья, говорит об их этническом родстве с аборигенами Чечено-Ингушетии, т. е. с древними вайнахами. Но талантливый исследователь не ограничивается этнонимами с компонентом «мат», он идет дальше, связывая еще около пятидесяти этнонимов с нахским (чеченским, ингушским, бацбийским) языковым материалом и на его базе разгадывает во многих названиях на¬родов, приведенных античными авторами. далеких предков вайнахов. Например» наски, тускн, аланорсы. хениды анарты. сураиы, арсисты Птоломея, авхаты. авхеты Геродота, агаматы, аккисы. амадохи, андаки. апаргеи. аритери,га-лы. габры, мазаки, мазама-ки, сарды, гегары Плиния Секунда. анты Иордана, аханы Степана Византийского, гаргареи, доски Стра-бона и другие этнонимы, при-яоднмые античными автора-ми и обозначаемый ими на¬роды, населявшие район Предкаввказья, связывают-ся Я. С. Вагаповым с вайахским лингвистическим материалом. Нельзя обвинить автора книги в тенденциозности, в натяжье античной этнони¬мики к вайиахской. Он объ¬ективно, со своей точки прения, в своей интерпретации, прнвлекая и индоевро¬пейский языковой материал показывает сродство (аффинитет) античного этнонимиче-ского материала с современным вайкахским.
Бесспорные тождества антично - вайнахских этиони-мов говорят о глубоких знаниях автором античном ис¬торической литературы, а наглядные параллели в этнонимах бесспорио подтверждают мнение ученых о распространении предков вайнахов, как по Закавказью, так и по всему Северному Кавказу вплоть до бассейнов рек Волги и Дона. Уже делая выводы, по перdой главе, где рассматрива¬ются в интерпретируются этнонимы огромного бассейна междуморья, можно было назвать книгу не «Вай-нахи и сарматы», а «Древние вайнахи» тем паче, что автор для доказательства антично - вайнахского родства привлекает пласт дренейшей античная топонимики и антропонимики, что делает более достоверным тождественность привлека емого для сравнения материала. Например, такие этнонимы как наски (ср. чеч. племя нашхой), гаргареи (ср. инг. гаргар «родственник»), тускн (ср. тушины — нахское племя бацбийцев) проявляют твердое, не требующее доказательства родстно. Большую и довольно убе-дительную близость с вай-нахскими языками обнару-жнвает и античная топонимика. Из семндесяти трех сравниваемых топонимов родство почти пятидесяти не вызывает сомнений. все они локализуются по сообщениям античных авторов в Предкавказье и на берегах Каспийского. Азовского и на западе Черного морей. Например, ме-стеностъ Абуни по Птолемею локализуется в предгорьях Северного Кавказа (ср. чеч. бун «шалаш, помещение, поместье»), река Агар у Азовья (ср. чеч. ага «низина, лощина»), деревня Ав-хи на западе Кавказа (ср. чеч. ан ау равнина, гори-зонт хи- «вода» Алмия в горных хребтах Кавказа (ср. чеч. ал «речкл, река +-ма — топоформант), Мар-тасу — река в Крыму (ср. чеч. речка Мартанкa или Мартанчу). Эчкидаг на за паде Кавказа (ср. эчиг «железо» + даг «гора») и др.
Еще более убедительные параллели дает антропонимика. Сравним например, имя аланского царя Алдан с чеченским Ада или Адакъ. где «къа» означает «сын» (или ср. в чеч. Тепсар+къа, Дошла + къа). имя Ада же широко бытовало среди предков вайнахов Анда (ср. с чеч. Янда) исходит от чеч. слова онда — сила «сильный, крепкий, большой»; Батакос (ср. чеч. Бата,Батукъа), Гоар —имя изаестного аланского пред водителя (ср, чеч. Гара, Го¬ра «славный, выдающийся») и другие. Многие антропонимы, тождественные вайнахским, трактуются у античных авторов как аланские. Нельзя при этом забывать, что в античность все северокавказ скне народы назывались ан тнчными авторами аланами, как позже уже в позднее средневековье и в прошлом столетии все этн народы назывались черкесами Кроме того, нужно вспомнить, что предки вайнахов часто со своими дружинники участвовали в завоевательных походах алан. Эта доля позже в раннее средневековье вы¬пала на предков алан осов, которые активно выступали в захватнических похода монголов как их военачальники или как предводители осских военных отрядов.
В отдельном разделе автор убедительно докапывает происхождение готского историка Йордана из аланов (к коим причислялись и предки вайнахов). «В сочинении готского историка VI в. Иордана «Ге нетика» в гл. 265 и 266 со держатся интересные сведения о самом авторе и его ...—пишет Я. С.Вагапов. В этих главах встречаются необъяснеиные ранее учеными слова Базз Пари и целая фраза Алано-винмуно». Я. С. Bагапов связывает имя деда Иордана Пари с вайнахскими Пхьара, Пхьари. от которых образована сегодняшняя фамилия ингушей Паровы. Имя же племяника аланского князя Канда-ка База сопоставляется с с вайнахским ель. Тис. «Имя отца Иордана пишет Я, С. Вагапов, — исследователи не заметили в составе «нелепого слова» Ала-новийямутнс. Имя его Мута или Мути. Оно тоже достаточно широко распространено у вайнахов. Образовано скорее всего от нарицательного слова мут - «сок»-. И далее н» языковом материале вайнахского языка фраза эта расшифровывается как «Я алан, сын My тн»,Но автор монографий не ограничивается сармато-вай иахскими параллелями, а в приложении к книгe доказывает индоевропейско - севе рокавказскне общности ря да лексем — богатырь, ал-дар, господарь, сударь, зубр По словам автора, им «делается попытка проиллюстрировать основной тезис о наличии в доисторическом прошлом более широких из терориальныхх и структурных, общностей между иберийско кавказскими н индоевропейсними языками в основном на примерах нахско-дагестан ских и индоиранских и сла¬вянских языков». Рассуждение о родстве данной группы лексики приводит автора к выявлению окаменелых классных пока зателей в в славянскнх язы ках, что является сенса асенсационным открытием в области общего языкознания. О вероятном бытовании класс-иьгх показателей в древних славянских языках высказывался еще великий языко вед .Н.Трубецкой, исследуя северокавказские языки.
Издание осуществлено за стет средств автора» — напbнсано в конце книги и указывается на маленький тираж книгн: всего 5000 экземпляров. Выпуск же книги в таких безбумажных условиях делает честь автору, сумевшему в этих грудных условиях выпустить книгу, ставшую бестселлером. В этой работе чувствуется не-заурядный историк я та¬лантливый языковед, сделавший целое открытие в областн история и языкознания. В заключение хочется ска¬зать словами автора (ибо лучше не скажешь): «Широкое распространение нах-ских по происхождению имен собственных на всей территории сарматских племен, естественно, должно рассматриваться как отражение крупной роли, которую игра¬ли нахояаычные племена в жизни русскоязычного сарматского мира». Таким образом, ясследова нне Я. С. Вагапова еще раз показывает древностьпоказывает древность обитания вайнахов на Северной. Кавказе и их исторические связи с древнейшими народами Предкавказья.
Я. АЛИРОЕВ, докгор филологических наук профессор ЧИГУ.
checheninfo.ru