В чеченском языке существуют определенные качественные прилагательные, образующиеся при помощи основ существительных при помощи суффикса "за", который восходит к отрицательной частице "ца" (ср. Оъвхьаза лела - без стеснения ходить; Маьттаза мотт бийца - говорить непристойности). Лексическая единица "дакьаза образована тем же путем от "дакъа" (доля) и частицы "-за"(не//без). Читать дальше...
Выражение восхордит к древним временам в истории чеченцев, когда скот, являясь частной собственностью индивидуальных лиц, служил единицей меновой торговли. Следует отметить, что хозяйство древних чеченцев носило натуральный характер. Причем, экономической основой являлось именно скотоводство, тк. альпийские луга горных районов, непригодные для хлебопашества, давали прекрасную возможность Читать дальше...
Выражение связано с языческим обрядом погребения. В древние времена ( в доисламский период) чеченцы не предавали умерших земле, а хоронили в специально построенных склепах "маьлхан кешнаш - солнечный могильник (ср.Дакъа дина охъавила;Вакъор ву хьо и др.) Читать дальше...
По давно сложившейся традиции, каждый чеченец, чтобы подтвердить свою принадлежность к аборигенам, должен был помнить имена не менее 12 своих прямых предков. Позже эта цифра снизилась до семи. До сих пор, если хотят сказать что-либо оскорбительное в чей-либо адрес, чеченцы говорят: " Шен ворх1е да мила ву ца хаьа..." (Не знает своих семерых отцов). Читать дальше...
В современном чеченском языке слово к1ант имеет несколько значений: сын, маленький, мальчик, молодец. Выражение связано с последним из этого ряда. В этом значении "к1ант" широко используется в народных песнях "илли", в которых этим именем характеризуют положительного героя или его друга. Читать дальше...
Далекие предки чеченцев, как и многие древнейшие племена, обожествляли огонь: они поклонялись ему, клялись или проклинали его именем (ср. "Цy ц1арор","Ц1е йожа хьо белхан","Ц1е хала хьан"), построили в своем жилище место для его хранения - "кхерч" ("кхера" - камень ,"чоь" - яма). Как и сам огонь, очаг в родовых башнях имел важное культовое значение. Читать дальше...
Вайнахи пержили три основных верования: "1еса дин" (язычество), "кериста дин" (христианство) и "бусулба дин" (мусульманство). Выражения "Сан Дела" и "Веза, воккха Дела" восходят к язычеству. На это указывает лексическая единица "Дела". Читать дальше...
Древние чеченцы хоронили умерших в специально построенных склепах - солнечных могильниках - склепах (маьлхан кешнаш), сложенных из грубо отёсанных камней и покрытыми известковой облицовкой. Благодаря чистоте и сухости воздуха, лишенного бактерий, трупы не гнили, а превращались естественным образом в мумии ("дакьа"). Читать дальше...
Минцаев Мовсар - оперный и эстрадный певец, исполнитель басовых партий, Заслуженный артист Чечено-Ингушской АССР и России, лауреат конкурса эстрадной песни в Сочи, конкурса им. Глинки, конкурса им. Вила Лобоса в Рио-де-Жанейро, международного конкурса им. Шаляпина. Читать дальше...
В 2015 году исполнится 70 лет со дня Великой Победы. На всех фронтах Великой Отечественной войны солдаты проявляли чудеса героизма, и отдавали самое дорогое - свою жизнь ради нас, будущих поколений. Во имя Великой Победы. Как пелось в одной советской песне «Одна на всех и за ценой не постоим...». Так оно и было для миллионов советских граждан. Читать дальше...
У вайнахов, как и у многих народов мира, считается, что если расхваливать что-либо или посмотреть на что – л. недобрым или завистливым глазом, то можно его сглазить - навести порчу (ср. русск. "Дурной глаз", сглазить). Читать дальше...
Это выражение употребляется в значении «безвинно», «не имея вины". В нем ( в выражениии) определенный интерес вызывает таинственное слово "гуьнахь". Так что же это слово обозначает и откуда оно появилось? Читать дальше...
Абдул-Хамид Махмудович Бислиев (1 июня 1944 года, Семипалатинская область, Казахская ССР — 11 ноября 1991 года, Грозный, Чечено-Ингушская АССР, РСФСР, СССР) — доктор физико-математических наук, профессор, проректор Чечено-Ингушского государственного университета, один из ведущих специалистов по физике магнитных явлений в СССР. Читать дальше...
Ульбиев Эльмурза Ульбиевич - чеченский советский боксёр, борец, тренер, мастер спорта СССР по вольной борьбе, классической борьбе и самбо, один из основоположников чеченской школы вольной борьбы, судья международной категории. Его называют одним из основателей знаменитой сегодня на весь мир чеченской школы вольной борьбы. Читать дальше...
В развитии общественной и художественной мысли Чечни начала 20 века большую роль сыграли братья Шериповы. К примеру, Назарбек Шерипов явился основоположником жанра национальной драматургии. Еще в 1912 году Н. Шерипов написал и поставил пьесы "На вечеринке" и "Медведь" - художественные экскурсы в прошлое чеченского народа. Читать дальше...
АРМЕНИЯ. Армянский футбольный клуб отказался выходить на матч чемпионата в знак протеста
АРМЕНИЯ. Авиакомпания Armenian Airlines соединит столицы Армении и Грузии
АРМЕНИЯ. В Турции призвали Азербайджан и Армению воспользоваться историческим шансом
АРМЕНИЯ. В столкновении поезда с машиной в Армении виноват водитель – ЮКЖД
АРМЕНИЯ. Карабах частью Азербайджана признал депутат правящей партии Армении
ВОЛГОГРАД. Фанаты Сирии устроили антиамериканский митинг перед матчем в Волгограде
АСТРАХАНЬ. Депутаты Думы Астраханской области поддержали ряд изменений в налоговое законодательство