В древности у чеченцев существовал обычай, согласно которому все, что не понравится другу или гостю (если он даже не высказал своего желания, а только дал понять о своем желании) горец, по неписаному закону гор и горскому этикету, был обязан подарить высказавшему свое восхищение или пожелание. Седло же лошади ни дарить, ни продавать не полагалось. Читать дальше...
В выражении закреплен один из древнейших обрядов скрепления дружбы, куначества, побратимства клятвой. Согласно этому обычаю двое мужчин, принадлежавших к разным родам, обществам или народностям, вступали в настолько тесные дружеские отношения, что эти отношения по своему смыслу близки к кровнородственным отношениям, что делало для них вопросом чести оказывать друг другу помощь и защиту. Читать дальше...
В выражении, ставшей пословицей, закреплен обычаи, некогда существовавший у горских народов. Родники, служившие источниками питьевой воды для населения, одновременно являлись и местом встреч и свиданий влюбленных. Здесь влюбленные узнавали друг друга, сватались, до¬говаривались о совместной жизни и т.д.. Читать дальше...
Выражение восходит к древнейшим временам в истории чеченцев и ингушей, когда скот служил единицей меновой торговли и мерой состояния и достатка их владельца. Скот в те времена охотно принимали в обмен на другие продукты и товары. Так например, хорошее седло стоило три коровы, кремневое ружье - семь коров и т.д. Читать дальше...
Ешап - персонаж чечено-чингушского фольклора. Внешне безобразное, злое, кровожадное существо, которое живет в отдалении от людей, чаще всего под землей, где охраняет царство мертвых и пребывает на страже двух миров. Ешап имеет девять глаз, девять рук и ног, из его пасти торчат клыки; у него огромное тело, обросшее длинными космами. Читать дальше...
"Е1ан хьун санна вакьвелла - Высох как кастрированный лес" - такое образное определение худого человека, имеющего болезненный вид, "нет да нет" до сих пор можно услышать в современном чеченском языке. Происхождение же этого выражения восходит к одному из способов сушки строительного леса, к которому в далеком прошлом прибегали чеченцы и ингуши. Читать дальше...
Почему мы так говорим. Валалай, сан Дела (Валалай) - Валалай, мой Бог! (Валалай). В современном чеченском языке это выражение употребляется обычно женщинами как словесная формула, выражающая крайнее удивление, восторг или растерянность. Читать дальше...
В чеченском языке существуют определенные качественные прилагательные, образующиеся при помощи основ существительных при помощи суффикса "за", который восходит к отрицательной частице "ца" (ср. Оъвхьаза лела - без стеснения ходить; Маьттаза мотт бийца - говорить непристойности). Лексическая единица "дакьаза образована тем же путем от "дакъа" (доля) и частицы "-за"(не//без). Читать дальше...
Выражение восхордит к древним временам в истории чеченцев, когда скот, являясь частной собственностью индивидуальных лиц, служил единицей меновой торговли. Следует отметить, что хозяйство древних чеченцев носило натуральный характер. Причем, экономической основой являлось именно скотоводство, тк. альпийские луга горных районов, непригодные для хлебопашества, давали прекрасную возможность Читать дальше...
Выражение связано с языческим обрядом погребения. В древние времена ( в доисламский период) чеченцы не предавали умерших земле, а хоронили в специально построенных склепах "маьлхан кешнаш - солнечный могильник (ср.Дакъа дина охъавила;Вакъор ву хьо и др.) Читать дальше...
По давно сложившейся традиции, каждый чеченец, чтобы подтвердить свою принадлежность к аборигенам, должен был помнить имена не менее 12 своих прямых предков. Позже эта цифра снизилась до семи. До сих пор, если хотят сказать что-либо оскорбительное в чей-либо адрес, чеченцы говорят: " Шен ворх1е да мила ву ца хаьа..." (Не знает своих семерых отцов). Читать дальше...
В современном чеченском языке слово к1ант имеет несколько значений: сын, маленький, мальчик, молодец. Выражение связано с последним из этого ряда. В этом значении "к1ант" широко используется в народных песнях "илли", в которых этим именем характеризуют положительного героя или его друга. Читать дальше...
Далекие предки чеченцев, как и многие древнейшие племена, обожествляли огонь: они поклонялись ему, клялись или проклинали его именем (ср. "Цy ц1арор","Ц1е йожа хьо белхан","Ц1е хала хьан"), построили в своем жилище место для его хранения - "кхерч" ("кхера" - камень ,"чоь" - яма). Как и сам огонь, очаг в родовых башнях имел важное культовое значение. Читать дальше...
Вайнахи пержили три основных верования: "1еса дин" (язычество), "кериста дин" (христианство) и "бусулба дин" (мусульманство). Выражения "Сан Дела" и "Веза, воккха Дела" восходят к язычеству. На это указывает лексическая единица "Дела". Читать дальше...
Древние чеченцы хоронили умерших в специально построенных склепах - солнечных могильниках - склепах (маьлхан кешнаш), сложенных из грубо отёсанных камней и покрытыми известковой облицовкой. Благодаря чистоте и сухости воздуха, лишенного бактерий, трупы не гнили, а превращались естественным образом в мумии ("дакьа"). Читать дальше...
АБХАЗИЯ. Число туристов в Гагрском районе Абхазии выросло на 15%
АБХАЗИЯ. Сколько мандаринов и фейхоа из Абхазии ввезли в Россию?
Ю.ОСЕТИЯ. Саммит G20. Протесты в Грузии и Абхазии. Ядерная война близко?