Выражение восходит к пословице "Моллас саг1йина х1ума елча. шайт1ано зурма лекхна" (Когда мулла подал милостыню,черт сыграл на зурне), которая в свою очередь восходит к народной сказке, в которой высмеивается лжепредставители официальной религии, которые входят в полное противоречие с проповедунмвми ими добра и человеколюбия. Читать дальше...
Выражение восходит к одной из древнейших чеченских мер измерения сыпучих тел "цинц" - щепотка сыпучего вещества, которую можно взять пятью пальцами. Читать дальше...
"Аьрша" - устаревшая чеченская мера длины, равная 71 сантиметру - калька с русского "аршин" (как и выражение в целом - ср. "Мерить все на свой аршин"). Читать дальше...
Выражение восходит к одному из требований мусульманской религии. В одном из аятов Корана говорится о том, что человеку с момента его рождения отпускается определенное количество хлеба насущного /рицкъ/ и утверждается, что как человек ни старайся, оно не может ни прибавиться, ни убавиться. Читать дальше...
Пояс, как и папаха, почитается чеченцами и считается обязательным артрибутом мужского одеяния. Это почитание восходит к глубокой древности, когда он указывал на социальный статус горца. Богато украшенный пояс считался престижной частью мужского гардероба и мог свидетельствовать о социальном и имущественном положении его владельца. Читать дальше...
Выражение появилось среди чеченцев с принятием ислама. Оно образовано от арабского "киямат" ( يوم القيامة — день стояния, судный день) и чеченского "де"(день). Первоначально выражение употреблялось только в его прямом значении - "день Божьего суда, судный день" - день когда все люди получат воздаяние за свои земные дела. Читать дальше...
Волк у чеченцев издревле является религиозно-мистическим символом силы духа, отваги и непоколебимости. Корни этого почитания восходят к бытовавшему некогда у вайнахов культу почитания волка, как одного из наиболее архаических и почитаемых тотемов. Читать дальше...
Выражение в своей первооснове восходит к пословице "Хьо вала волуш ден маж ма лаца, амма лаьцнехь д1а ма хеца" ("Ни в коем случае не хватай отца за бороду, но если схватился, то не отпускай"). Читать дальше...
Наши далекие предки обратили внимание на то, что когда человек на длительное время сосредотачивает внимание на чем-л. (рассматривает, присматривается, прислушивается итд.), его рот непроизвольно слегка приоткрывается. Читать дальше...
Ключевым словом в выражении "Элдар дег1", которое употребляется в значениях "благородный, стройный, подтянутый", является слово "алдар". "Алдар" - так назывался привилегированный класс (феодалы) в средневековой Осетии. Читать дальше...
Выражение имеет значение "тратить время на поиски того, что лежит на поверхности, лежит перед носом, того, что очевидно. Восходит же данное выражение к одному из аннекдотических рассказов о любимом герое чеченских сказок Молле Несарте Читать дальше...
Выражение своими корнями восходит к дренему народному обычаю, сохранившегося вплоть до XIX века. Согласно этому обычаю в назначенный старейшинами вечер, человека, провинившегося в чём-л., водили по улицам селений с барабанным боем. Читать дальше...
Выражение связано с символикой усов как атрибута мужской зрелости и опыта. Усы, также как и папаха (см. "Куй баккха", "Чо баьлларг нисвала"), почитались у вайнахов как показатель мужского начала, мужского достоинства. Отрезать усы или насильно снять папаху считалось тягчайшим оскорблением. Читать дальше...
Так говорят чеченцы о человеке своенравном, которого трудно переубедить, потому что тот не может при жизни избавиться от своих вредных привычек, заблуждений. При этом подразумеваются не обязательно отрицательные качества Читать дальше...
Выражение восходит к древним временам, когда род (тайп) играл важное значение в жизни чеченцев, т к. человек в одиночку был бессилен перед внешним миром и чтобы выжить, нужно было объединяться. В этих условиях одним из самых распространенных объединений, естественно, был род - круг родственников, происходящих от одного предка. Читать дальше...
![]() |
КРАСНОДАР. На Кубани уголовное дело по факту выброшенного на свалку военного архива закрыли
ИНГУШЕТИЯ. 28 тысяч юных жителей Ингушетии стали участниками патриотических акций
КРАСНОДАР. Открытие винного города «Белый мыс» в Геленджике перенесли
ИНГУШЕТИЯ. В Малгобеке Ингушетии открылась Вахта Памяти «Малгобекский рубеж»
ЧЕЧНЯ. Боксёры Чечни блеснули на Чемпионате России: 2 золота, 7 серебряных и 4 бронзовых медали
ИНГУШЕТИЯ. Единороссы Ингушетии приняли участие в донорской акции