В РАМКАХ ВОЕННОГО ОБОСТРЕНИЯ В СИРИИ ПРОДОЛЖИЛАСЬ СЕРИЯ инцидентов с участием турецких военных, скорее всего, являющаяся отражением стремления Тегерана и Дамаска не допустить дальнейшего расширения зоны контроля Турции. Последняя же, напротив, в свою очередь стремится ее максимально расширить. 6 февраля стало известно о гибели турецкого военного при минометном и ракетном обстреле наблюдательного пункта в зоне деэскалации в сирийском Идлибе, еще пятеро военных и один гражданский получили ранения. Отметим, что ранее еще один турецкий военный погиб в результате нападения на турецкий конвой в Идлибе.
При этом в СМИ появились сообщения об имевшем место столкновении между силами Дамаска и турецкой армией. В частности, сообщается, что на севере провинции Алеппо сирийская артиллерия открыла огонь по турецким военным, которые в свою очередь ответили ответным огнем. Параллельно стало известно о том, что сирийская армия начала развертывание средств ПВО в провинциях Идлиб и Алеппо на северо-западе Сирии. Отмечается, что таким образом прикрывается северное воздушное пространство. Данный шаг Дамаска был также очевидным образом направлен против Анкары, так как у оппозиционных боевиков нет своей авиации.
Параллельно Иран приступил и к дипломатическому давлению на Турцию. 5 февраля официальный представитель МИД Ирана Бахрам Гасеми заявил, что турецкому правительству следует пересмотреть свое вмешательство в Сирию. В свою очередь президент Ирана Хасан Рухани в ходе телефонного разговора с президентом России Владимиром Путиным заявил, что сотрудничество Ирана, России и Турции по Сирии должно быть усилено. При этом Рухани отметил, что "Исламская Республика Иран выступает против присутствия иностранных сил на территории Сирии без разрешения правительства и народа этой страны".
ПО СУТИ, СО СТОРОНЫ ТЕГЕРАНА АНКАРЕ БЫЛ НАПРАВЛЕН СИГНАЛ о необходимости начала процесса урегулирования противоречий на севере Сирии. Данный сигнал был явно принят турецкой стороной. Уже 7 февраля в Тегеране побывал глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу, который провел переговоры с министром иностранных дел и президентом Ирана.
Попутно стороны активизировали и трехсторонний формат с участием России, который, очевидно, и станет площадкой для урегулирования нового витка разногласий по Сирии. 8 февраля турецкие СМИ сообщили о том, что в ходе телефонного разговора президенты России и Турции договорились провести следующий саммит между Турцией, Россией и Ираном по Сирии в Стамбуле. По сути, серия военных мер против продвижения Турции в Сирии была нацелена на то, чтобы вынудить Анкару приступить к обсуждению проблемы разграничения сфер влияния на севере Сирии, чему, скорее всего, и будет посвящена предстоящая трехсторонняя встреча.
Удастся ли в ходе нее договориться, станет ясно уже достаточно скоро, однако последние инциденты продемонстрировали, что, несмотря на оптимистические оценки, ситуация в Сирии далека от стабилизации. При этом трехстороннее сотрудничество Ирана, Турции и России, призванное обеспечить политическое урегулирование конфликта, само становится полем для острых противоречий, приобретающих зачастую военный характер.
Еще одним фактором является то, что количество игроков на севере Сирии не исчерпывается указанной тройкой, в данном районе присутствуют США, ведущие свой курс по формированию собственной сферы влияния. Последним проявлением этого стал инцидент с ударом, нанесенным авиацией США по проправительственным силам в Сирии. По версии США удар был нанесен после нападения сил Дамаска на поддерживаемые Вашингтоном "Сирийские демократические силы" в провинции Дейр-эз-Зор.
По данным США, в результате ударов коалиции погибло около 100 человек из числа проправительственных сил. При этом примечательна также информация телекомпании CBS, сообщившей со ссылкой на неназванного представителя Пентагона о том, что среди проправительственных сил, попавших под удар США, были и россияне. Последнее в случае соответствия действительности может отражать опасный рост конфликтности между Москвой и Вашингтоном в Сирии.
СОХРАНЯЕТСЯ ТАКЖЕ КРАЙНЕ СЛОЖНАЯ СИТУАЦИЯ И НА ЮГЕ СИРИИ, где сталкиваются интересы Израиля, Ирана и союзного Тегерану движения "Хезболлах". Последним проявлением сохранения данного очага напряженности стал очередной удар израильской авиации по военным объектам близ Дамаска. По сирийским данным, несколько ракет были выпущены с израильских самолетов, когда они находились в воздушном пространстве Ливана.
Примечательно, что данный инцидент имел место на фоне быстрого роста напряженности между Израилем и Ливаном в последние дни. И хотя катализатором разногласий между сторонами является конкуренция за контроль над энергетическими ресурсами в Средиземном море, тем не менее Ливан также рассматривается Израилем как база "Хезболлах" и в силу этого возможная конфронтация Израиля с Ливаном может оказаться встроенной в более широкий региональный контекст противостояния между Ираном и Израилем.
В результате в силу сочетания этих факторов, несмотря на сдвиг в ходе военных действий в Сирии в пользу Дамаска, территория страны по-прежнему остается зоной столкновения различных внешних интересов, а обстановка в рамках конфликта сохраняет хаотичный и труднопредсказуемый характер. Источник: «Голос Армении»