В древние времена, когда человек в одиночку был бессилен перед окружающим миром, большую роль в жизни горца играла его родовая община, семья. Чем многочисленнее был круг родственников, тем сильнее и влиятельная считалась община или семья. Читать дальше...
Выражение употребляется в шутливой или ироничной форме в значении: лить слезы, горько плакать. Читать дальше...
Выражение "вopxI ломал дехьа" часто встречается в чеченском фольклоре (в сказках, былинах и преданиях), как постоянный стереотип, означающий понятие "очень далеко". Соответственно, в них герой отправляется "вopxI ломал дехьа" и в своих странствиях пересекает соответствующее количество территорий. Читать дальше...
Внеязыковым фактором образования данной фразеологической единицы послужил существовавший вплоть до Октябрьской революци обычай подписывать деловые бумагги. При необходимости подписать какие либо документы безграмотные вайнахи прибегали к нехитрому способу Читать дальше...
Выражение восходит к одному из древних спортивных состязаний у вайнахов. Во время больших празднеств древние чеченцы нередко состязались в силе, ловкости, в умении пользоваться различными приспособлениями итд.. Читать дальше...
Выражение употребляется в двух значениях: первое - "опозориться, осрамиться" и второе - "покраснеть, стыдиться". Само же выражение восходит к одному из древнейших обычаев, который некогда существовал у древних вайнахов. Читать дальше...
Йилбаз - мифическое существо (дьявол), которое строит людям всяческие козни (ср. Адам йилбаз). Понятие "йилбаз(иблис)" появилось среди вайнахов с распространением ислама (арбск. - ﺲﻴﻠﺑﺇ). Читать дальше...
Согласно верованиям горцев, каждому человеку с момента его рождения судьба предопределена Богом. (ср.посл.: "Кхуллуш яздинарг, лелаш гур, аьлла" - "При рождении, что записано, шагая по жизни встретится, сказано"). Читать дальше...
Выражение "сан Дела" восходит к доисламскому периоду чеченского общества - к язычеству. На это указывает лексическая единица "Дела". В современном чеченском языке "Дела" - одно из имен бога мусульманской религии АЛЛАХА, однако в древней религии нахов "Дела"("Даьла") - это главный и древнейший бог нахского пантеона богов. Читать дальше...
"Б1аьрмециг стаг" - так чеченцы обычно называют жадного, скупого человека. Читать дальше...
Бож - Али - герой одноименной пьесы (комедии) А.Хамидова (I965 г.), пользующейся в чеченском обществе (до сих пор) необычайной популярностью. Главный герой пьесы - тунеядец Бож-Али, который живет на средства зарабатываемые женой; он кичлив, заносчив. Читать дальше...
Выражение "Пана мохк" нередко можно встретить в чеченском фольклоре, в частности героико-исторических песнях "Илли" ("Адаман лар йоцу пана махка.."; "Цу пана махка" - "Где нет человеческих следов край Паны"; "В этот край Паны"). Читать дальше...
Явление, именуемое абречеством, восходит к одному из древнейших периодов истории. Первоначально абреками назывались у народов Северного Кавказа, изгоняемые по тем или иным причинам из рода и лица, ведшие скитальческую или разбойничью жизнь. Читать дальше...
Выражение восходит к одному из элементов свадебного обряда чеченцев - "мотт бастар (развязывание языка)". Напомним, по традиции невестка в 1-ое время ни с кем из взрослых родственников мужа и с его друзьями не заговаривает, проявляя тем самым к ним особое уважение (обряд "мотт кхабар" - кормить язык). Читать дальше...
СЕВАСТОПОЛЬ. ФСБ: по подозрению в госизмене задержан житель Севастополя
ИНГУШЕТИЯ. В Пригородный район поступят десять новых автобусов
ИНГУШЕТИЯ. Центр Назрани намерены избавить от «хаотичной» парковки маршруток
СЕВАСТОПОЛЬ. Полиция Севастополя пресекла деятельность подпольного игорного салона
СЕВАСТОПОЛЬ. ЛДПР призывает сплотиться ради спасения нашей родной природы
СЕВАСТОПОЛЬ. Таврическая набережная в Балаклаве готова на 76%