ДАЙДЖЕСТ: |
Автор исследования имеет базовое журналистское образование, полученное в МГУ им.М.В.Ломоносова.
На этом поприще, требующем и мужества, и чести, он вносит в историю журналистики нашей республики свои неповторимые принципы освещения острых общественно - политических, социально – экономических и культурных проблем региона, начиная с 80-х годов ХХ в.
Трагические события 90-х годов ХХ века в судьбе народа лишь обострили журналистский слух и гражданскую позицию Мовлы Осмаева, с головой окунувшегося в то время в качестве руководителя одного из самых крупных районов республики в процесс восстановления ее народного хозяйства.
Мовла Осмаев – высокообразованный специалист в различных областях знаний: помимо журналистского образования, за его плечами экономический факультет сельскохозяйственного института, юридический факультет института финансов и права, докторантура Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, он - кандидат экономических наук. Широта и разносторонность его мышления, конечно же, зиждется на хорошем знании им истории, этнологии и этнографии родного края, что плодотворно сказалось и на его работе в должности министра культуры Чеченской Республики в самый тяжелый период (2000-2007гг.) в истории нашего народа. Так что «вхождение» в круг его научных интересов проблемы данной монографии вполне естественно и объяснимо.
К обычаям, традициям и обрядам чеченцев ученые России, Запада и Востока обращались еще задолго до Октября 1917 года. Их научное наследие, посвященное чеченцам, состоит из множества публикаций на разных языках. В послеоктябрьский период, в 20-30-е годы ХХ в., Х.Ошаев, М.Мамакаев, Д.Шерипов, А.Авторханов написали ряд исследований по названной проблеме. Результаты поисков и обобщений этих ученых по сей день пользуются спросом у научной общественности нашей республики.
В последепортационные годы выросло хотя малочисленное, но талантливое поколение ученых (И.Алироев, А.Хасбулатов, З.Хасбулатова, Ш.Ахмадов, Ш.Гапуров, М.Багаев, Я.Ахмадов, Д.Межидов, Муса и Мовсур Ибрагимовы и др.) историков и этнографов, в чьих исследованиях освещены проблемные вопросы истории народа, его этнонациональные и этнографические особенности.
Однако философия нравственно-этического уклада обычаев, традиций и обрядов (архаических, нового и новейшего времен) столь глубинна, сокрыта в многослойных пластах истории народа, что для ее исчерпывающего осмысления нужны будут усилия еще не одного поколения ученых. Естественно, в таких работах история народа и долгие пути сложения у него норм собственной идентичности должны быть взаимосплетены, ибо их раздельное изучение не даст полного представления о своеобразии этноса вообще.
В основу исследования Мовлы Осмаева положен именно этот принцип взаимосплетения и взаимодополнения реальной истории, материальной и духовной культуры чеченского народа.
В первой главе «История чеченцев с древнейших времен» (краткие сведения) и ее параграфах «Об этногенезе и этнокультурной истории чеченцев»; «О языке чеченцев» в весьма сжатой, но достаточной фактографической основательностью дана историческая ретроспектива, в которой внимательный и думающий читатель сориентируется в сложном процессе формирования полиэтнического чеченского общества, его структуре и этическом кодексе до и после Ислама.
Вторая глава исследования «Материальная культура чеченцев» особо важна в рецензируемой работе, ибо, как правильно пишет М. Осмаев, «Материальная культура народов имеет огромное историческое значение, так как она показывает уровень их общей культуры, культурно-исторических связей с соседними народами, прогресс этих народов, а также социальное положение племен и слоев населения».
В таких разделах главы, как «Поселения и жилища; «Одежда, обувь и головные уборы»; «Пища»; «Орудия труда»; «Оружие»; «Транспорт» основательно воссоздана бытовая, народно-хозяйственная жизнь Чечни, протекавшая на крутых и драматических поворотах истории, предопределившая собственно характер, особенности материальной культуры народа, жившего на протяжении многих веков в гармонии с природой, во взаимодействии и взаимопонимании с соседними народами.
Конечно, мое особое внимание привлекла третья глава исследования, в которой сделан основательный экскурс в духовную культуру Чечни. В ней, в культуре, как в никакой другой стороне жизнедеятельности чеченского народа, запечатлелись исторические эпохи, формировавшие его идейно-эстетические и философские представления. В силу многослойности эпох многослойна и духовная культура, формы и жанровые разновидности, которой трансформировались в новые формы в разные эпохи. Параграфы главы дают достаточно полное представление о составных частях общей культуры, как «Эволюция религиозных верований»; «Рекреативная культура»; «Похороны»; «Культура общения чеченцев»; «Этика бытовой культуры»; «Мужской этикет»; «Этика воспитания» и т.д. Проявления внешних этических форм и внутренних побуждений человека, живущего в обществе, чья повседневная жизнь строго регламентирована и подчинена неписанным правилам самодисциплины, приводили к национальной спаянности чеченцев, делали их образ привлекательным в глазах русских и зарубежных писателей, путешественников и ученых.
В заключение особо хочется сказать о введении монографии. В нем сделан основательный исторический экскурс в прошлое чеченцев, а также показана трагическая судьба чеченской культуры периода военного конфликта, пути и формы возрождения ее в постконфликтный период.
М. Осмаев написал глубоко содержательную монографию, которая обогатит российскую историографию новыми научными наблюдениями и выводами. Она с большим интересом будет встречена учеными и широким кругом читателей.
Х. Туркаев, доктор филологических наук, профессор
«Скорбим вместе с армянским народом»: посольство РФ о годовщине Спитакского землетрясения
ЧЕЧНЯ. Талхиг Шалинский и тактические приёмы чеченской артиллерии в Кавказской войне
СТАВРОПОЛЬЕ. В МВД Ставрополья рассказали о ДТП в регионе за прошедшие сутки