Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

Чечня в эпоху раннего средневековья


Просмотров: 10 904Комментариев: 1
ДАЙДЖЕСТ:
Чечня в эпоху раннего средневековья
К концу IV в. н. э. практически заканчивается нивелировка Кобанской и Каякентско-харачоевской культур, потомки которых, дожив в горах до этого периода, сливаются в более-менее однородный этнический массив. В немалой степени этому способствует влияние соседней, аланской культуры, которая сама, в свою очередь, есть продукт взаимодействия кавказцев с сарматами.

Археологические материалы, обнаруженные в долинах Аксая, Сунжи, Аргуна и Марты связанные с периодом VII-IX вв., говорят в пользу автохтонности местного населения, происхождение которого связано с древними Кобанскими и Каякентско-харачоевскими племенами.

«Армянская география VII в.», основанная, по-видимому, на материалах грузинских историков сообщает сведения о древних вайнахских племенах. В числе их названы кисты и нахчматьяны. Согласно исследованиям лингвистов, «нахчматьян» переводится с помощью современного чеченского языка, как «говорящие на языке нохчи» — чеч. Нохчийн мотт. Согласно исследованиям Ю. Дешериева, древнейшей формой слова было нахча, которое, согласно закону вторичного чередования под влиянием конечного о [-уо:] перешло в нохчо. «В горных диалектах до сих пор бытует форма с древним корневым [а]». Значит, перед нами древнейшее упоминание самоназвания чеченцев — нохчи, сохранившее при передаче гласную «а», что позволяет нам перевести этот термин от вайнахского слова «нах» — народ, люди.

К VIII в. н. э. вайнахи представляют собой уже три крупные племенные единицы, которые можно более или менее правильно свести к современному делению на этносы. Нахчматьян и дзурдзуки — это предки чеченцев, кисты — предки ингушей (район реки Армхи по-грузински называется Кистетис-Цкали ).
Попытка христианизации

Сопредельное существование вольных горских обществ с сильным тогда Грузинским царством не могло не вызывать у последнего определeнный интерес к своим северным соседям. Дело в том, что влияние на территорию вайнахских племeн позволило бы Грузии контролировать горные проходы, ведущие из Закавказья на Северный Кавказ через территорию современных Чечни и Ингушетии.

Связи вайнахов с Грузинским царством в тот период были, несомненно, более интенсивными, чем с их северными соседями, аланами. Если жившие на плоскости туземные племена, подвергшись мощному влиянию аланизации, постепенно утрачивали свой язык и культуру, вливаясь в состав доминирующего этноса, то непосредственными предками чеченцев и ингушей следует рассматривать, главным образом, горные племена. А потому, именно их взаимоотношения с соседями являются приоритетными при рассмотрении вопроса о культурных и политических связях.

40-е годы IV в. н. э. ознаменовались ухудшением отношений горцев Северного Кавказа с Грузинским царством. Причиной тому послужила христианизации Грузии, которая, тут же, попыталась распространить новую религию на своих северных соседей. Естественно, что христианизация встретила противодействие аборигенного населения. И причина была, отнюдь не в «неверии» горцев, а в поспешности грузинской стороны. Из истории других народов нам известно, что смена религий иногда охватывает период в несколько веков.
Когда проповеди миссионеров на горцев не повлияли, «царский эристави пустил в ход немного оружия и силою сокрушил идолы их». Однако и это не помогло. Тогда царь Мирван III увеличил подати, возлагаемые на горское население. Пройдя, таким образом, все «таинства» новой веры, горцы ушли в высокогорные районы и здесь закрепились. Активную поддержку горцам оказали аланы.

Произошло ли присоединение части горных вайнахов к Грузинскому государству сейчас не известно, но уже в IX в. в горной Ингушетии начинается строительство христианских храмов грузинского типа. В начале XI в., мтавар Кахетии Квирике III (1010-1037гг.), воспользовавшись занятостью царя Грузии и Абхазии Георгия, отложился и назначил своих наместников у соседних горских народов. В число владений Квирике III, помимо горцев-грузин, вошли и какие-то группы дзурдзуков, непосредственно соприкасавшихся с его владениями. Об этом же сообщают и более поздние грузинские письменные источники. Вполне возможно, что в состав Кахетинского мтаварства вошли не непосредственно чеченские территории, а какие-то группы родственных племeн, обитавших на территории современной Грузии и, со временем, подвергшиеся ассимиляции со стороны горных грузин и осетин. Ещe Вахушти Багратиони в своeм сочинении писал об обитателях южных склонов Кавказского хребта, осетинах-двалах, что они «говорят на старом двальском языке; ныне говорят на собственном «осском». И там же, далее: «тушины, которые живут в Кистетии и Глигве, говорят на языке этих народов», т. е., на вайнахских языках. В связи с этим следует сказать, что уже неоднократно выдвигались предположения, что грузины-горцы, — тушины, пшавы, хевсуры, мохевцы и мтиулы, — племена вайнахского происхождения, утратившие со временем свой язык и усвоившие грузинский.

Вообще, здесь необходимо уточнить, что понималось под фразой «присоединение части племeн» и т. п. Как сказано у анонима П. У.: «Иногда горцы, частями, следуя различным побуждениям, признавали власть того или другого государя, но таковая покорность была совершенно мнимая. Горцы без труда изъявляли покорность, потому что не считали еe для себя обязательною, или сколько-нибудь стеснительною для своей независимости».

Притязания грузинских феодалов и, возможное присоединение каких-то обществ к системе Грузинского государства, не гарантировали, однако, горно-грузинским этническим группам неприкосновенность от набегов своих соседей. Богатый фольклорный материал, как чеченцев, так хевсур и тушин, указывает на частые походы чеченских горцев в Хевсуретию и Тушетию. По мнению историков, подобные набеги вызваны тяжелейшими условиями обитания, особенно в обществе Маьлхиста.

Чтобы закрепиться в Дзурдзукети политически, грузинским правителям необходимо было, для начала, утвердиться здесь в культурно-религиозном отношении. Проводится усиленная христианизация местного населения. В горах возникают христианские храмы — Тхаба-Ерды в IX в., а несколько позже, при католикосе Мелхиседеке I (вторая половина XI в.) — Алби-Ерды и Таргимский. Как подражание грузинской архитектуре вайнахи стали сооружать и свои языческие храмы — Итаз-Ерди, Маги-Ерди, Гал-Ерди и др.

Но христианство плохо прививалось среди местного населения, необразованного и воинственного. Новые обряды, пришедшие с ним, воспринимались не как новая религия, а как дополнение к старой. Уходили миссионеры — уходили с ними и жалкие зачатки христианства. Народ продолжал чтить культовые места, созданные пришельцами, но чтить в меру своего понимания. Все христианские храмы, отстроенные грузинами в Чечне и Ингушетии, ещe до недавних пор пользовались большим почитанием; к ним приходили с молениями, приносили жертвы, ставили свечи и совершали какие-то обряды, но всe это воспринималось горцами, как часть их исконных культов, совершенно не связывая их с христианством.

В отдельную епархию, по-видимому, входили земли горных чеченских обществ Маьлхиста и хевсурское селение Шатили, расположенное на границе с Чечнeй. По сведениям информатора, Хвтисо Абулетовича Джинчараули, в день христианского праздника Воздвижения, жители селений БIениста, Доза, ЖIаре, КIербетIа, Меше, Сахана и Тертте, собирались у святилища в Анатори. Таким образом, культовое место обслуживало население чеченских обществ Маьлхиста и Галай.

Обслуживали святилище хевсур (деканози) и чеченец (знаменосец). Чеченцы приводили с собой жертвенного бычка; деканози делал ему надрез на ухе, а уже знаменосец резал его в жертву. Такая последовательность в распределении обязанностей уже позднее явление, и связано с исламизацией горной Чечни. Дело в том, что по шариату, мусульманин может принимать жертвенную пищу только в том случае, если она забита рукой мусульманина. Скорее всего, раньше жертвоприношение совершал сам деканози.

После этого деканози читал на грузинском языке молитву, а знаменосец, стоя на одном колене и без головного убора, потряхивал знаменем, к которому были привязаны колокольчики.

Затем устраивалось общее пиршество; хевсуры пили пиво и водку, а чеченцы пиво, но не сбродившее, а потому безалкогольное. Это уже влияние ислама, так как описанный обычай записан в период бытования у чеченцев мусульманства.

После пиршества, деканози отправлялся в Чечню, и праздник продолжался уже там. Остатки христианского влияния среди чеченцев отмечены и фольклорным материалом. В частности, ещe не так давно горцы почитали воскресенье, как бога времени.

Немалое воздействие на вайнахские языки оказало длительное влияние грузинского языка и соседство с горными грузинскими племенами. В области заимствований оказался значительный слой культурной и хозяйственной лексики. Чеченцы и ингуши заимствовали слова, связанные со сферой религии — мозгIар (священник), чиркх (свеча) и т. д. Из грузинского языка в чеченский попали слова, обозначающие дни недели — оршот (поне-дельник), пIераска (пятница), шот (суббота), кIиранде (воскресенье) и кIира(неделя), а также многочисленные термины, связанные с хозяйственной жизнью (котам — «курица» и т. д.) и повседневной деятельностью человека. Всего же в чеченском языке присутствует до 500 слов, пришедших либо из грузинского, либо через его посредство из других языков.

Кроме того, в горах Чечни и Ингушетии была распространена и грузинская письменность. Грузинские надписи на камнях и черепицах храмов, находки рукописных псалтырей в Тхаба-Ерды и Маги-Ерды позволяют думать, что богослужение здесь шло на грузинском языке. Однако многие найденные надписи, сделанные грузинским письмом (ЦIой-Пхьеде, Магата, Мохда), передают, также, вайнахские имена и названия местностей. Это, уже, говорит о том, что какая-то часть местного населения владела навыками грузинского письма.

Вместе с тем, вайнахские племена пытаются противостоять чужеземной экспансии. С X в. в горах появляется особый тип оборонительных сооружений — жилые башни. Вместительные двух и трeхэтажные башни были принадлежностью какой-то одной родовой группы. Сложены они на сухой кладке (без связующего раствора) с применением огром-ных блоков-камней лeгкой обработки.

Ослабление Алании даeт возможность Грузинскому царству усилить своe влияние на племена нагорной полосы Чечни и Ингушетии. Попытка восстания дзурдзуков и дидойцев в 1204 г. против засилья пришельцев и насильственной христианизации, вызвала карательный поход в горы, организованный царицей Тамарой; восставшие были разбиты. Но это был последний серьезный успех Грузии. Далее наступила эпоха Золотой Орды.

Индарби БЫЗОВ


checheninfo.ru



Добавить комментарий

Betqil
Betqil от 25 февраля 2012 19:30

Довольно интрестно почитать, однако в тексте есть некоторые неточности. Во-первых, упомянутые тушинцы, говорящие на вайнахском языке сущевствовали до недавнего времени, и они называются цова-тушинцами (от места проживания) ,но это только часть всего населения тушетии,и сам язык- цова-тушинский, не является чисто вайнахским, или картвельским, это смешанный язык, который появился вследствии выше упомянутой близкой связи, между кавказскими горцами, по-этому утверждать про вайнахское происхождение пшавов, тушинцов и т.д. на этом основании не совсем верно.  
 Да, кстати христианизация тех-же горных районов грузии,тоже проходила долго и сложно, и в конце концов христианство слилось с местными культами как и на севере, однако со временем христианство стало доминируещей частью в их вере, а из язычества сохранились лишь некоторые ритуалы, понятия и названия.
 Кстати очень интерестно узнать больше о чеченских надписях, выполненых с помощью грузинского письма. Ну ладно, свободы вам!

НОВОСТИ. BEST:

ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости

Это интересно

Календарь новостей

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Здесь могла быть Ваша реклама


Вечные ссылки от ProNewws

checheninfo.ru      checheninfo.ru

checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

Я.Дзен

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"