Во времена СССР, большая часть новейшей истории чеченского народа оказалась под тотальным запретом. Причины такой закрытостиносили исключительно идеологический характер. Даже история мухажирства - массового переселения чеченцев в Турцию, во второй половине XIX века - была освещена крайне скудно. А что касается чеченцев, покинувших свою Родину в XX веке, то тут действовал Читать дальше...
Чеченский наиб Батуко, по отзывам некоторых современников, был «надежнейший из сподвижников Шамиля», «отважный и распорядительный» горец, у него «всегда было достаточно и храбрости, и ума, и опытности». Читать дальше...
Почему мы так говорим. Валалай, сан Дела (Валалай) - Валалай, мой Бог! (Валалай). В современном чеченском языке это выражение употребляется обычно женщинами как словесная формула, выражающая крайнее удивление, восторг или растерянность. Читать дальше...
В чеченском языке существуют определенные качественные прилагательные, образующиеся при помощи основ существительных при помощи суффикса "за", который восходит к отрицательной частице "ца" (ср. Оъвхьаза лела - без стеснения ходить; Маьттаза мотт бийца - говорить непристойности). Лексическая единица "дакьаза образована тем же путем от "дакъа" (доля) и частицы "-за"(не//без). Читать дальше...
Выражение восхордит к древним временам в истории чеченцев, когда скот, являясь частной собственностью индивидуальных лиц, служил единицей меновой торговли. Следует отметить, что хозяйство древних чеченцев носило натуральный характер. Причем, экономической основой являлось именно скотоводство, тк. альпийские луга горных районов, непригодные для хлебопашества, давали прекрасную возможность Читать дальше...
Выражение связано с языческим обрядом погребения. В древние времена ( в доисламский период) чеченцы не предавали умерших земле, а хоронили в специально построенных склепах "маьлхан кешнаш - солнечный могильник (ср.Дакъа дина охъавила;Вакъор ву хьо и др.) Читать дальше...
По давно сложившейся традиции, каждый чеченец, чтобы подтвердить свою принадлежность к аборигенам, должен был помнить имена не менее 12 своих прямых предков. Позже эта цифра снизилась до семи. До сих пор, если хотят сказать что-либо оскорбительное в чей-либо адрес, чеченцы говорят: " Шен ворх1е да мила ву ца хаьа..." (Не знает своих семерых отцов). Читать дальше...
В современном чеченском языке слово к1ант имеет несколько значений: сын, маленький, мальчик, молодец. Выражение связано с последним из этого ряда. В этом значении "к1ант" широко используется в народных песнях "илли", в которых этим именем характеризуют положительного героя или его друга. Читать дальше...
Далекие предки чеченцев, как и многие древнейшие племена, обожествляли огонь: они поклонялись ему, клялись или проклинали его именем (ср. "Цy ц1арор","Ц1е йожа хьо белхан","Ц1е хала хьан"), построили в своем жилище место для его хранения - "кхерч" ("кхера" - камень ,"чоь" - яма). Как и сам огонь, очаг в родовых башнях имел важное культовое значение. Читать дальше...
Вайнахи пержили три основных верования: "1еса дин" (язычество), "кериста дин" (христианство) и "бусулба дин" (мусульманство). Выражения "Сан Дела" и "Веза, воккха Дела" восходят к язычеству. На это указывает лексическая единица "Дела". Читать дальше...
Древние чеченцы хоронили умерших в специально построенных склепах - солнечных могильниках - склепах (маьлхан кешнаш), сложенных из грубо отёсанных камней и покрытыми известковой облицовкой. Благодаря чистоте и сухости воздуха, лишенного бактерий, трупы не гнили, а превращались естественным образом в мумии ("дакьа"). Читать дальше...
Минцаев Мовсар - оперный и эстрадный певец, исполнитель басовых партий, Заслуженный артист Чечено-Ингушской АССР и России, лауреат конкурса эстрадной песни в Сочи, конкурса им. Глинки, конкурса им. Вила Лобоса в Рио-де-Жанейро, международного конкурса им. Шаляпина. Читать дальше...
В 2015 году исполнится 70 лет со дня Великой Победы. На всех фронтах Великой Отечественной войны солдаты проявляли чудеса героизма, и отдавали самое дорогое - свою жизнь ради нас, будущих поколений. Во имя Великой Победы. Как пелось в одной советской песне «Одна на всех и за ценой не постоим...». Так оно и было для миллионов советских граждан. Читать дальше...
У вайнахов, как и у многих народов мира, считается, что если расхваливать что-либо или посмотреть на что – л. недобрым или завистливым глазом, то можно его сглазить - навести порчу (ср. русск. "Дурной глаз", сглазить). Читать дальше...
Это выражение употребляется в значении «безвинно», «не имея вины". В нем ( в выражениии) определенный интерес вызывает таинственное слово "гуьнахь". Так что же это слово обозначает и откуда оно появилось? Читать дальше...
РОСТОВ. В Ростове осудили троих жителей Мелитополя за подготовку к теракту
КРАСНОДАР. В Краснодаре женщина родила второго ребенка в 51 год, а через неделю стала бабушкой
АСТРАХАНЬ. Астраханцы в кустарных условиях перерабатывали и упаковывали на продажу рыбный деликатес
СТАВРОПОЛЬЕ. Стало известно, какие улицы Ставрополя перекроют 27-28 апреля
КАЛМЫКИЯ. Тюльпанами в Калмыкии в течение месячного фестиваля полюбовались три тысячи туристов
КАЛМЫКИЯ. Специалисты оценят состояние водоемов в Калмыкии для воспроизводства водных биоресурсов
ДАГЕСТАН. Премьер-министр РД принял участие в «Вахте Памяти»
КРАСНОДАР. Руководитель кубанского парламента принял участие в заседании Совета законодателей РФ
СТАВРОПОЛЬЕ. В Ставрополе с дачников требуют установить пожарные гидранты
РОСТОВ. В Новочеркасске почтили память жертв Чернобыльской аварии
ЧЕЧНЯ. Директор Фонда Бхамла из Индии отметила мир и процветание в ЧР